Боровичский погост впервые упоминается в Переписной оброчной книге Деревской пятины около 1495 года. В Писцовой книге 1564 года погост назван Боровичским Рядком. В нём уже значилось 114 дворов, 42 лавки, 11 амбаров, 29 хозяйств (пашенных). Жители Рядка платили подати не с души, как обычно, а с построек, что указывает на торговый и ремесленный уклад жизни. Судьба Боровичей круто изменилась в XVIII веке, когда после длительного затишья оживился Мстинский водный путь, связавший Балтику и новую столицу Петербург с внутренними районами страны. Создание по велению Петра I Вышневолоцкой водной системы привело к строительству в городе больших каменных домов, лавок, церквей и появлению крупной пристани, мастерских. Боровичские речники стали известны своим умением сплавлять баржи по бурной и порожистой Мcте.

28 мая 1770 года Екатерина II подписала указ о переименовании Боровичей. В апреле 1772 года Сенат утвердил план и герб города Боровичи. Геральдмейстерская контора отразила в гербе основное занятие жителей: «Щит надвое разрезанной чертою перпендикулярною, голубое с серебром, в первом изображение золотого солнца… в серебряном поле натурального цвету окованной железом руль означает, что искусство тутошних кормщиков причиняет безопасность плывущим судам в опасных сих местах». Солнце в гербе — символ надежды и процветания.

Боровичи в конце XIX века

24 июня 1772 г. Сивере приехал в Боровичи объявить указ и организовать «общественное самоуправление».

Сам уездный город располагался по обоим берегам реки Меты, берущей начало из озера Мстино. Город соединялся железной дорогой с Санкт-Петербургом, Москвой, Новгородом и уездными городами Валдаем, Старой Руссой, Череповцом и Тихвином, причём с двумя последними — через Санкт-Петербург.

Почтовые отделения Боровичского уезда

Рекой город делился на две стороны — Боровичскую на правом берегу и Спасо-Преображенскую — на левом, соединённые мостом, сооружённым в 1806 году. На Боровичской стороне, на Екатерининской площади располагались два соборных каменных храма и большая часть присутственных мест, гостиный двор и рынки. На этой же площади по обеим сторонам дороги, ведущей с моста, был раскинут летний сад с летним театром. На Боровичской стороне на Павловской площади находилось Духовное училище, по преданию — бывший дворец Императрицы Екатерины II. В нём имелась домовая церковь названного училища.

В городе насчитывалось до 2000 жилых строений, из которых 191 — каменные. Улицы на 3/4 своего протяжения были замощены, некоторые обсажены деревьями; имелись тротуары, выложенные огнеупорными глинами местных залежей. В 1897 году в Боровичах проживало 9 241, а в 1910 году — 13 857 жителей.

Боровичский уезд имел площадь 10 053,2 км2 и просуществовал до 1927 года.

Земская почта в уезде была открыта 1 августа 1866 года. Корреспонденция из уездного города Боровичи отправлялась по шести земским трактам в 18 волостных правлений 2 раза в неделю. Остальные волостные правления пользовались услугами государственной почты.

Тракты Боровичского уезда и волости, через которые они пролегали

Помимо земских конных станций в уезде функционировали два почтово-телеграфных отделения на Николаевской железной дороге и одно — на Устюженском тракте. Крупный почтовый двор функционировал в посёлке Плужино Засыпенской волости.

Волостные правления Боровичского уезда, обслуживаемые земской почтой

Два с лишним года земская почта проработала без земских марок, и в 1869 году был осуществлён первый их выпуск. Отметим, что в каталогах земской почты указана иная дата первого выпуска — 1868(?) год, но американский филателист Ю. Вербицкий, долгое время проработавший с материалами Боровичского уездного земства, утверждает, что верная дата — 1869 год.

Всего с 1869 по 1911 годы было напечатано 12 выпусков боровичских марок, а вместе с разновидностями их количество достигает 23.

Марки печатались в частных типографиях и очень разнообразны и по форме (квадратные, ромбические и др.), и по уровню исполнения.

На большинстве миниатюр изображён уездный герб. Гасились марки чернилами (перечеркиванием), а также овальными и круглыми штемпелями. Часть частной корреспонденции (газеты и журналы для учителей земских школ) доставлялась бесплатно.

Единственная местная боровичская марка (временная) была создана земским землемером Эдуардом Даульбергом. Марка использовалась с 10 марта по 15 апреля 1876 года. Характерной её особенностью является буква «Н», погашенная ручкой. Эта марка была единственной из боровичских, не имевших герба на рисунке.

На всех земских станциях уезда имелось 165 лошадей (в среднем по 7 — 8 на станцию). В 1904 году содержание этих станций обходилось в 2253 рубля 90 копеек.

Из доклада Боровичской земской уездной управы за 1913 год следует: «С 1 августа 1913 года, с открытием Государственной почты, Земская почта будет закрыта. Земский почтовый департамент также будет закрыт. Директор (департамента), проработавший 45 лет, А.С. Афанасьев, почтальон И.В. Шульгин, проработавший 25 лет с 1888 года, и Иван Макаров, работавший с 1904 года, остались без работы (в связи с закрытием)».

Так завершилась история Боровичской земской почты.

А. Мирзоев. Боровичская земская почта. «Филателия». 2010. №7 (стр. 38-40)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.