Недавно самая большая и наиболее развитая страна Латинской Америки Бразилия отметила 30-летие своей новой столицы.

Зеленая и просторная, с оригинальной планировкой и некоторой надуманностью общего архитектурного замысла, своим появлением она во многом обязана выдающемуся зодчему современности, лауреату Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Оскару Нимейеру. Слава его давно перешагнула границы южноамериканского континента. Созданные им творения, поражающие простотой и необычностью, стали хрестоматийными.

О. Нимейер окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро. Среди первых его работ — павильоны на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1936 г.) и на международной выставке в Сан-Пауло (1954 г.), музей в Каракасе, здание министерства здравоохранения Бразилии. В середине 50-х годов был объявлен конкурс на лучший проект новой столицы, перенесенной из Рио-де-Жанейро. Победили — основатель современной бразильской школы архитектор Л. Коста и О. Нимейер, предложившие оригинальную идею застройки.

«Этот город,— писал известный советский журналист И. Фесуненко, проживший в Бразилии несколько лет,— не похожий ни на один другой, со зданиями, напоминающими творения марсиан, воздвигнутый в красной пустыне, в свое время вызвал в мире сенсацию».

Нимейер трудился вместе со строителями, делил с ними все тяжести жизни в пустыне, достаточно сказать, что материалы и продукты доставлялись издалека, нередко даже по воздуху. Всех этих людей — от рабочих до инженеров объединяло желание построить столицу в глубине страны. В очень короткий срок — всего за 31 месяц (!) вырос новый город, с высоты птичьего полета напоминающий самолет. В «крыльях» размахом свыше 12 километров — жилые кварталы с индивидуальными и многоквартирными домами, объединенные в микрорайоны со своими магазинами, школой и церковью. «Крылья» связаны между собой путепроводом и тоннелями. В «фюзеляже» — правительственные и общественные здания, планировка и архитектура которых уникальны. Национальный конгресс — два устремленных ввысь узких небоскреба, возвышающихся над громадной платформой с двумя полушариями — в одном палата депутатов, в другом — сенат. Рядом резиденция президента и Дворец правосудия. Далее идут здания министерств, ближе к центру — театр с двумя зрительными залами и конусообразный кафедральный собор. Автор этих уникальных сооружений — О. Нимейер.

На почтовых миниатюрах Бразилии довольно широко представлены творения знаменитого зодчего. В 1960 году к завершению строительства и открытию столицы была выпущена серия из шести марок (четыре для авиапочты). На них — стилизованное изображение парламента, дворца Альварадо, президентского дворца и других зданий. На марке в 2.50 крузейро 1958 года также запечатлен дворец Альварадо. Еще одна серия с видами столицы поступила в обращение в 1970 году к ее десятилетию. В 1962 году в городе проходила 51-я конференция Всемирного межпарламентского союза: этому событию посвящена марка с изображением здания конгресса.

Не забыт и сам архитектор. В 1960 году к официальному открытию столицы был выпущен довольно редкий теперь конверт с изображением Оскара Нимейера, франкированный полной серией марок, на которых запечатлены его основные творения.

О Нимейере и его своеобразном таланте написано много книг. Под его карандашом железобетонные конструкции приобретали черты эстетической выразительности, смелой планировки и экономной функциональности. Жилой дом или церковь, торговый зал или президентский дворец — все, что бы он ни строил, не только оригинально по форме, но и глубоко продумано с точки зрения создания максимальных удобств для тех, кто там будет жить или работать, учиться или отдыхать,

И. Шейнгауз. Город в пустыне – творение Оскара Нимейера. «Филателия СССР». 1990. №6 (56-57)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.