Примечательно, что почта в появлении пароходов на морских трассах увидела хорошую возможность ускорения доставки корреспонденции. Почтовики убеждали правительства выделять дотации пароходостроению и брать суда на баланс государства. Например, в 1848 году одной из компаний французским правительством были переданы по контракту паровые фрегаты с условием «содержать постоянное сообщение между портами Гавр и Нью-Йорком для доставления почты и пассажиров».

В 1854 году была создана Восточная полуостровная компания, доставлявшая почтовые грузы и пассажиров из Европы в Бомбей, Калькутту, Сингапур, Шанхай и Австралию. Английское правительство выплачивало компании ежегодно значительные суммы.

Сроки доставки корреспонденции строго контролировались. В 1851 году пароходные компании французского и австрийского Ллойда соперничали на Средиземном море в перевозке индийской почты из Александрии до Триеста и Марселя. Австрийцы даже держали в Александрии судно, которое отходило сразу по прибытию почты. Время доставки исчислялось часами. Вот бы и нынешним почтовикам так же относиться к своим обязанностям!

Многие поколения моряков мечтали о том времени, когда они смогут отправляться в плавание, не дожидаясь попутного ветра. Этой мечте суждено было сбыться в начале XIX века, вскоре после изобретения паровой машины. Правда, путь ее на палубу был тернист. Попытки упрятать огнедышащий котел в деревянный корпус корабля зачастую оканчивались незапланированным фейерверком.

Больше других повезло англичанину Роберту Фултону, хотя одна из легенд и утверждает, что император Наполеон I в ответ на предложение построить пароход назвал Фултона авантюристом и прожектером. Но в 1815 году, когда свергнутого императора везли на остров Святой Елены, Наполеон мог убедиться, что был неправ. Поинтересовавшись у офицера охраны, кто построил пароход, обогнавший их парусник, узник получил лаконичный ответ: «Роберт Фултон».

Впрочем, судьба изобретателя, посвятившего всю жизнь созданию парохода, складывалась непросто.

Фортуна стала поворачиваться к нему лицом лишь в 1806 году, когда он, отчаявшись найти поддержку у европейских правителей, решил перебраться за океан. Перед отъездом Фултон заказал у известной бирмингемской фирмы «Бултон энд Уатт» паровую машину. В Америке при финансовой поддержке своего друга Р. Ливингстона Фултон строит корабль на верфи Чарльза Броуна. На борту устанавливают привезенный из Англии паровой двигатель, и весной 1807 года судно было спущено на воду. Оно называлось «Пароход Северной реки Клермонт», но в истории и памяти людей сохранился только «Клермонт» — городок, где родился Ливингстон.

Движителем фултонского судна были обыкновенные колеса, но с гребными лопатками. Располагались они побортно. «Клермонт» ходил между Нью-Йорком и Олбани вплоть до 1814 года.

Детище Р. Фултона запечатлено на рисунках почтовых марок США 1909 года (выпуск в зубцовом и беззубцовом варианте), а также Венгрии, Экваториальной Гвинеи, Того, Доминики.

Фултон получил многолетнюю монополию на организацию пароходного сообщения на всех реках Соединенных Штатов. На почтовой миниатюре США 1962 года показано плававшее по Миссисипи «дымящееся судно» с оригинальным движителем — колесом на корме.

В Европе первая регулярная пассажирская линия открылась в Англии (Глазго — Гринок) в 1813 году. Обслуживал ее пароход «Комет». Один из первых российских пароходов, построенный на Ижорском заводе, изображен на марке СССР, посвященной 250-летию этого предприятия.

Через десять лет после спуска на воду «Клермонта» в США началась подготовка парохода к преодолению Атлантики. Правда, мало кто верил, что колесное судно окажется сильнее океанской волны. Высказывались и опасения, что не хватит запасов угля. Поэтому пароходная компания города Саванна, взявшаяся за это трудное дело, так и не решилась расстаться с парусами.

24 мая 1819 года фрегат-пароход «Саванна» вышел в море под парусами и с работающей машиной. В рейс не взяли ни пассажиров, ни груза. Три недели спустя «Саванна» прибыла в английский порт Ливерпуль. Не обошлось без курьеза. К берегам Ирландии пароход подошел в сопровождении таможенного крейсера. Нет, это был не почетный эскорт — просто морской патруль принял «Саванну» за горящее судно и поспешил на помощь.

Из 22 суток океанского перехода только 14 судно шло под паром. Потом кончился уголь. Владельцы решили продать пароход для эксплуатации на коротких рейсах.

Из Англии «Саванна» перешла в Копенгаген, затем в Стокгольм. От посетителей не было отбоя, но предложений на покупку не поступало. В Кронштадте на борт парохода поднялся Александр I. Затем судно ушло в Норвегию, а оттуда в США. Однако американское правительство тоже отказалось купить пароход. Тогда с него сняли паровую машину, и парусник ходил как почтовый. В 1821 году он сел на мель. Такой незавидной оказалась судьба первого победителя Атлантики. (Он предстает с почтовой марки США, изданной к 125-летию похода «Саванны».)

В 1831 году канадское паровое судно «Рояль Уильям» бросило якорь на Темзе. Спустя столетие на марке Канады был изображен ее первый «океаник». Впоследствии это судно было приобретено испанским правительством и было известно под названием «Изабелла II». Увидеть его можно на знаке почтовой оплаты Испании 1964 года, посвященной первому в стране паровому фрегату.

Опыт плавания колесных пароходов выявил их малую маневренность, приводившую к авариям и гибели судов. И вот в 1812 году Иосиф Рессель решил в качестве движителя использовать архимедов винт. (Он изображен рядом с портретом изобретателя на марках Чехословакии и Австрии). Эксперимент был проведен на пароходе, регулярно совершавшем рейсы между Триестом и Венецией.

В июльский день 1829 года жители Триеста радостно приветствовали пароход «Циветту» — первое винтовое судно. А спустя несколько лет появились новые модели винта. Изобретателя винта из двух взаимно-перпендикулярных лопастей Джона Эриксона удостоила вниманием шведская почта.

Новой вехой в судостроении и мореплавании стал металлический винтовой пароход «Грит Британ» с 4-цилиндровой машиной мощностью 1014 л/с и тоже… с парусами. 26 июля 1845 года «Грит Британ» ушел в первое плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк, достигнул цели на 15-е сутки. Правда, плавало это судно мало, по вине капитана сев на мель. Был объявлен конкурс на спасение «Грит Британ». В 1847 году пароход был отбуксирован в порт и после приведения в порядок поставлен на австралийскую линию. Но, увы, история повторилась.

В 1886 году капитан судна не справился с управлением в районе мыса Горн, и вновь оно оказалось на мели. Почти через сто лет нашлись любители, отбуксировавшие «Грит Британ» на понтонах в Англию, где он стоит в доке Бристоля (где, кстати, и был построен) и используется в качестве музея техники прошлого века. «Грит Британ» показан на марках Великобритании, Гренады-Гренадин, ЦАР. Миниатюры Фолклендских островов представляют в рисунках полную биографию этого корабля.

В. Синегубов. «Клермонт», «Саванна» и другие. «Филателия СССР». 1990. №7 (стр. 8-10)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.