При упоминании о Севастополе прежде всего возникают мысли о его первой и второй оборонах, о прославившем себя в веках Черноморском флоте. Но Севастополь — это не только море. Это ещё и небо, иногда мирное, иногда опасное, но всегда славное. С Севастополем во многом связаны история становления и развития российской и советской авиации, беспримерные подвиги лётчиков, имена выдающихся отечественных авиаконструкторов и проведение испытаний лётной техники. Вот об этих страницах героической летописи города и пойдёт речь.

Герб Севастополя, 1893 г.

В ноябре 1910 г. великим князем Александром Михайловичем в Севастополе была открыта первая в России школа военных лётчиков, которая через два года была переведена в собственный авиагородок в районе реки Кача, где вырос одноимённый посёлок, от которого школа и получила название Качинской. Единого варианта перевода слова «Кача» с тюркского языка на русский нет. По одним сведениям, это — мужское имя. По другим — «крест», так как у истоков речки в древности существовал христианский храм. Свои годовщины, начиная с 1911 г., Севастопольская офицерская школа авиации отмечала в Михайлов день — 21 ноября, поскольку вскоре после её открытия Русская православная церковь объявила Архангела Михаила покровителем школы и российских лётчиков. В выборе места для неё принимал участие один из первых русских лётчиков, впоследствии инструктор и шеф-пилот школы, поручик авиационных войск М.Н. Ефимов, который в 1910 году побил все мировые рекорды по продолжительности и дальности полёта. Здесь он впервые осуществил элементы высшего пилотажа, участвовал в испытаниях первого в мире ранцевого парашюта, был удостоен звания почётного гражданина Севастополя. После революции и до ареста весной 1918 г. М.Н. Ефимов служил пилотом для особых поручений при комиссаре гидроавиации Черноморского флота. Он расстрелян белогвардейцами в Одессе в августе 1919 г.

Отечественная авиация: первые шаги…

… и три десятка лет спустя

С Севастополем и Качинской школой тесно связана судьба К.К. Арцеулова, выдающегося лётчика и планериста, внука русского художника-мариниста И.К. Айвазовского. Он учился в Севастопольском Константиновском реальном училище, в Морском кадетском корпусе. Затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. В 1916 г был назначен начальником отделения по подготовке лётчиков-истребителей в Севастопольской школе авиации. Здесь осенью того же года К.К. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввёл (и вывел) самолёт в штопор. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей, что расширило маневренные возможности самолёта в бою и уменьшило число жертв в авиации. Арцеулов был пионером советского планеризма: в 1923 г. получил диплом пилота-парителя №1, разработал и построил 5 планеров собственной конструкции. Его именем названа одна из улиц Севастополя.

М.Н. Ефимов (1881 – 1919)

В марте 1914 г. на аэродроме Качинской школы приземлился самолёт, ведомый знаменитым русским пилотом П.Н. Нестеровым, основателем высшего пилотажа. Здесь заканчивался его дальний перелёт Киев — Одесса — Севастополь. До этого, 27 августа 1913 г., П.Н. Нестеров под Киевом на самолёте «Ньюпор-4» выполнил первую в мире «мёртвую петлю». Он прочитал качинским курсантам лекцию о новых способах пилотирования, рассказал о только что выполненном перелёте. Совершил Нестеров и несколько показательных полётов, делая при этом глубокие виражи с крутыми кренами. Во время Первой мировой войны штабс-капитан Нестеров совершил 7 боевых вылетов. Он впервые в мире совершил воздушный таран. Одна из улиц посёлка Кача носит имя прославленного авиатора.

К.К. Арцеулов (1891 – 1980)

Набор кандидатов в лётчики первоначально производился из офицеров высшего сословия разных родов войск царской армии. 26 октября 1911 г. состоялся первый выпуск школы из 24 лётчиков, которых напутствовал император Николай II. Первые пять лет авиашкола работала исключительно на добровольные пожертвования россиян. Учитывая особую роль основателя школы, в 1916 г. по высочайшему соизволению ей было присвоено наименование «Севастопольская Его Императорского Высочества Великого князя Александра Михайловича военная авиационная школа». Об успехах в подготовке лётных кадров свидетельствуют факты. Впервые в мировой практике выпускники-качинцы разработали Инструкцию по боевому применению авиации. Первыми они использовали аэропланы для фоторазведки, полётов над морем, освоили такие фигуры высшего пилотажа, как «штопор» и «мёртвая петля». Ни красные, ни белые не посягнули на школу, чтя факт её создания на народные деньги и понимая, что в новом веке без авиации уже жить нельзя. В 1920-х годах Качинская авиашкола неоднократно переименовывается и подвергается слиянию с Зарайской школой, ведшей своё начало от авиашколы, работавшей с 1912 г. в Гатчине под Санкт-Петербургом. 23 марта 1925 г. по традиции первых послереволюционных лет ей было присвоено имя партийного и государственного деятеля страны A.M. Мясникова (Мясникяна).

П.Н. Нестеров (1887-1914)

В 1922 г. в Севастополь из Самары была перебазирована Военно-морская школа авиации. Первоначально она размещалась в бухте Омега, затем — в Килен-бухте, а с февраля 1925 г. до передислокации в 1931 г. в Ейск — в бухте Голландия. В августе 1930 года учебное заведение становится «Военной школой морских лётчиков и лётных наблюдателей РККА имени Сталина». Севастопольский период школы стал временем её формирования и становления. Таким образом, в период с 1922 по 1931 гг. в Севастополе готовили лётные кадры для армии и флота одновременно два учебных заведения. В это время авиацией Крымской республики командовал Б.Г. Чухновский, будущий советский полярный лётчик. Во время Гражданской войны он воевал на Волге, в Астрахани, в Баку, командовал авиаотрядом в Ораниенбауме, участвовал в освобождении Крыма от войск Врангеля. После службы в Севастополе Б.Г Чухновский был начальником авиационной части экспедиции ледокола «Красин» по спасению группы Умберто Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия» в Арктике. Участвуя в знаменитой экспедиции, он сделал то, что не удалось ни одному зарубежному пилоту: обнаружил в ледовой пустыне гибнущую группу Мальмгрена.

Я.В. Смушкевич (1902 – 1941)

Второй расцвет Качинской школы произошёл в 1930-е гг. Отмечая заслуги в подготовке лётных кадров, 17 августа 1933 г. ЦИК СССР наградил её Почётным Красным Знаменем, а 13 мая 1938 г. она уже официально стала называться «Качинская Краснознамённая авиационная школа им. тов. Мясникова». С 1921 по 1941 гг. школа подготовила 7124 лётчика, в основном, истребительного профиля. 29 человек из них стали Героями Советского Союза, отличившись в боях в Испании, на Хасане, Халхин-Голе, в финской войне, а Я.В. Смушкевич и Г.П. Кравченко ещё до Великой Отечественной войны были удостоены этого звания дважды.

Б.Г. Чухновский (1898 – 1975)

В военном конфликте на реке Халхин-Гол принимал участие и В.Г. Рахов, поступивший в авиашколу по комсомольской путёвке и окончивший её в 1932 г. Он провёл 68 боевых вылетов и сбил 8 японских самолётов, но был смертельно ранен в одном из воздушных боёв и через два дня умер от ран в Читинском военном госпитале. Звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту В.Г. Рахову 29 августа 1939 г.

В.Г. Рахов (1914 – 1939)

16 апреля 1934 г., когда весь мир следил за ходом спасения экипажа и научного персонала ледокольного парохода «Челюскин», раздавленного льдами Северного Ледовитого океана, Постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза. Через четыре дня оно было присвоено семерым лётчикам, принимавшим участие в экспедиции спасения и вывозившим челюскинцев из их ледового лагеря. Судьба пяти из них связана с севастопольским небом. И.В. Доронин по окончании в 1925 г. Севастопольской лётной школы служил лётчиком на Черноморском флоте, затем был инструктором в Севастопольской школе морских лётчиков. А.В. Ляпидевский окончил Севастопольскую школу морских лётчиков в 1928 г., С.А. Леваневский в 1925 г. также окончил севастопольскую школу морских лётчиков, а позднее работал в ней инструктором. B.C. Молоков в 1923 г. был назначен стажёром в Севастопольскую военную школу морских лётчиков, а через год стал в ней инструктором. Позже он вспоминал: «Много прекрасных лётчиков вышло из севастопольской школы. Среди них были и мои ученики, например, Ляпидевский, Леваневский, Доронин, Куканов, Конкин. Первые три стали Героями Советского Союза. Всего я подготовил около тридцати пилотов». В 1927 г. Молоков был избран в Севастопольский городской Совет депутатов трудящихся. М.Т. Слепнёв в 1923 г. окончил Первую военную школу лётчиков. В годы Великой Отечественной войны в 1941 — 1942 гг. он был заместителем командира авиационной бригады ВВС ЧФ, участвовал в обороне Севастополя.

Г.П. Кравченко (1912 – 1943)

Учились лётному мастерству в Каче и первые участники сверхдальних полётов. В 1936 г. звания Героя Советского Союза за рекордный беспосадочный перелёт протяжённостью 9374 км Москва — Дальний Восток (о. Удд) был удостоен экипаж самолёта АНТ-25 под командованием В.П. Чкалова. Вторым пилотом был ГФ. Байдуков, штурманом — А.В. Беляков. Первый из них закончил Качинскую авиационную школу в 1928 г., второй — экстерном в 1936 г.

Первый беспосадочный перелет Москва – США через Северный полюс

Указом от 2 ноября 1938 г, звания Героя Советского Союза впервые удостоили женщин. Лётчицы B.C. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова были награждены за осуществление беспосадочного перелёта из Москвы на Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина». Второй пилот экипажа П.Д. Осипенко — выпускница Качинской школы лётчиков. В 1938 г. она возглавила беспосадочный перелёт по маршруту Севастополь — Архангельск; её экипаж установил также международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой.

Первые герои Советского Союза

Среди выпускников Качинской школы много лётчиков, прославившихся во время Великой Отечественной войны. В их числе — трижды Герой Советского Союза, маршал авиации А.И. Покрышкин, совершивший более 650 боевых вылетов и лично сбивший в воздушных боях 59 самолётов противника. Его имя присвоено одной из качинских улиц.

П.Д. Осипенко (1907 – 1939)

Окончил Качинскую авиашколу и дважды Герой Советского Союза С.П. Супрун. В предвоенные годы он служил лётчиком-испытателем НИИ ВВС РККА, проводил испытания самолётов И-16, И-180, Як-1, И-21, ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, в 1937 г. был избран первым депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР от Севастопольского избирательного округа. С началом Великой Отечественной войны Супрун сформировал, а затем командовал 401-м истребительным полком особого назначения, вооружённым самолётами МиГ-3 и состоявшим из лётчиков-испытателей. Погиб герой-лётчик в воздушном бою 4 июля 1941 г.

Б.А. Сафонов (1915 – 1942)

Окончивший авиашколу в 1934 г. Б.Ф. Сафонов, дважды Герой Советского Союза, кавалер высшего авиационного ордена Великобритании — Креста «За выдающиеся лётные заслуги» — в воздушных боях в Заполярье лично сбил 30 вражеских самолётов и 3 вместе с товарищами.

А.И. Покрышкин (1913 – 1985)

В июле 1941 г. Качинская школа перебазировалась из Крыма в посёлок Красный Кут Саратовской области и здесь работала всю войну, направив на фронт 2228 лётчиков. 2 октября 1945 г. это учебное заведение было преобразовано в училище. После войны оно не смогло вернуться на свою историческую родину: её городок и аэродром оказались занятыми авиацией Черноморского флота. Так волею судьбы Кача навсегда осталась достоянием России. С мая 1947 г. Качинское Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков им. А.Ф. Мясникова работало в г. Мичуринске Тамбовской области, а с августа 1954 г. — в Сталинграде (Волгограде), являясь одним из лидеров ВВС в теоретическом и лётном обучении курсантов. Но 1 ноября 1998 г., когда в Вооружённых силах началось реформирование военного образования, Качинское училище вопреки здравому смыслу было расформировано. Так закончилась история Качи, подготовившей для Отечества 16574 лётчика. Среди них — 342 Героя Советского Союза, 17 Героев Российской Федерации, 119 Заслуженных военных лётчиков и лётчиков- испытателей. Среди питомцев Качи — 12 маршалов авиации — почти половина из тех, кому Россия присвоила это звание за весь XX век, 200 генералов. Здесь «получили крылья» космонавты В.Ф. Быковский, В.А. Шаталов, А.Н. Березовой, В.М. Афанасьев, В.Г Корзун.

С.П. Супрун (1907 – 1941)

Многим прославленным лётчикам, которым Качинская школа дала «путёвку в небо», посвящены филателистические материалы, изданные в СССР, России и странах ближнего зарубежья. К сожалению, сама авиашкола, 100-летие со дня образования которой исполняется в этом году, была в этом отношении незаслуженно забыта. Хочется верить, что не навсегда.

А. Акимов. Колыбель российской военной и морской авиации. «Филателия». 2010. №7 (стр. 11-15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.