Судьбы кораблей, как и людей, складываются по-разному. Одни — остаются памятными по своей архитектуре и мореходности, другие становятся героями прошедших сражений, а третьи, честно отработав эксплуатационный срок, буксируются на разборку…

К 30-летию Победы была поставлена во Владивостоке на пьедестал Вечной Славы легендарная подводная лодка С-56, которая прославилась в Великую Отечественную войну своим переходом через три океана с Дальнего Востока в Североморск. За полтора военных года она совершила восемь боевых походов, потопила девять вражеских транспортов и боевых кораблей. Уже в 1944 г. подлодка была награждена орденом Красного Знамени, а её командир капитан 2-го ранга Г.И. Щедрин удостоен звания Героя Советского Союза. Сегодня — это военно-исторический музей Тихоокеанского флота, куда можно прийти на экскурсию.

Напоминанием о славном подвиге Северного флота в годы Великой Отечественной войны является отшвартованная у причала в Североморске Краснознамённая подводная лодка «К-21», которая в Заполярье под командованием Н.А. Лунина потопила много кораблей и транспортов фашистов. Именно она в июле 1942 г. атаковала и повредила немецкий линкор «Тирпиц», шедший на перехват союзного конвоя PQ-17. Лунин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Крейсерская подлодка Северного флота «К-23» под руководством М.И. Гаджиева в 1942 году отличилась успешными действиями в 12 боевых походах, в которых потопила 10 боевых кораблей и транспортов. Погибла подлодка при возвращении на базу после очередного успешного боевого похода. М.И. Гаджиев был удостоен звания Героя Советского Союза 23 октября 1942 г. посмертно. Об этих событиях напоминает почтовая марка 1962 г.

Североморцы готовят к постановке на пьедестал и одну из первых атомных подводных лодок, которая в 1962 г. первой совершила подлёдное плавание к Северному полюсу. Своё название «Ленинский комсомол» она унаследовала от малой дизельной подлодки, построенной в годы Великой Отечественной войны на средства молодёжи Южного Урала.

В Москве создан Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-Морского флота России и культурно-развлекательный центр «Подводная лодка-музей», расположенный в акватории Химкинского водохранилища. Там на приколе стоит подлодка «Б-396», прибуксированная с Северного флота после вывода её из боевого состава. 1 мая 1984 года лодке было присвоено имя «Новосибирский комсомолец».

Из крупных надводных кораблей в Санкт-Петербурге на бетонной подушке покоится всемирно известный столетний герой Российского флота — крейсер «Аврора» постройки 1903 г. Легендарный корабль участвовал в Цусимском бою 1905 года, в Первой Мировой войне на Балтике, в Великой Октябрьской революции, а его артиллерийские орудия защищали Ленинград в годы Великой Отечественной войны. В 1957 г. на крейсере создан филиал Центрального военно-морского музея.

В музее Великой Отечественной войны в Киеве демонстрируется часть каюты командира гвардейского эсминца «Сообразительный», которую удалось сохранить при разборке корабля. Этот эсминец с бортовым номером 13 прошёл всю войну на Чёрном море, участвовал в обороне городов-Героев Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска и не имел на борту убитых и раненых. Вот какое умение показал его экипаж!

Сравнительно недавно в Новороссийск в качестве корабля-музея прибуксировали крейсер «Михаил Кутузов» 1952 года постройки, из класса «Свердлов», входивший в состав Черноморского флота. За период активной службы он до 1988 года совершил 15 успешных дальних походов и боевых служб. Крейсер неоднократно был флагманским кораблём флота и Средиземноморской эскадры. Решением Правительства РФ в 1998 г. «Михаил Кутузов» был исключён из состава ВМФ и стал филиалом музея Краснознамённого Черноморского Флота. Уникальность этого корабля признана ЮНЕСКО, взявшей его на учёт. Заметим, что в 1967 — 1968 гг. корабли типа «Свердлов» по признанию британского корабельного справочника вошли в число лучших в мире за период 1863 — 1966 гг. Особенно подчёркивается «видимая красота архитектуры и силуэта этих кораблей». На почтовой марке СССР 1970 г. представлен крейсер «Октябрьская революция» того же знаменитого проекта 68 бис.

В Калининграде на приколе находится океанографическое научно-исследовательское судно «Витязь», построенное в 1939 г. и исключённое из состава флота в 1980 г. За его кормой 65 экспедиций в океанах. Сегодня — это музей океанологии.

На Земном шаре немало судов-ветеранов, являющихся центрами национальной гордости. Один из них — английский парусный военный корабль 1765 года постройки «Виктори» — флагманский корабль адмирала Нельсона, который своими победами утвердил морское могущество Британской империи на многие годы. Бережно хранят англичане знаменитый парусник в сухом доке Портсмута.

В Лондоне достоянием Национального морского музея является клипер «Катти Сарк» 1869 года постройки. Прославилось это парусное судно в XIX в. на скоростном соревновании по доставке чая нового урожая из Азии в метрополию. Только появление пароходов на этих линиях оттеснило клипера, и они перешли на перевоз различных грузов на океанских просторах. Однако доблесть в чайных регатах не забыта, и парусник сохраняется в сухом доке как достояние Альбиона.

У англичан, как у морской нации, особый подход к судам-ветеранам. Там стремятся сохранить всё, что можно собрать со всего света. Частью плавучих экземпляров британской морской истории люди любуются на лондонском участке Темзы. Другое место сбора плавсредств — морской музей Эксетер под открытым небом, основанный в 1963 г. по руслу одноимённого старинного канала. Здесь, в частности, можно познакомиться с землечерпалкой 1844 г.

В Соединённых Штатах Америки, где к морской славе относятся с почтением, в центре особого внимания общественности находятся два фрегата, построенные в 1797 г. по решению президента Вашингтона для защиты независимости страны и оправдавшие себя в сражениях. Один из них — «Констеллатион» — назван президентом Рузвельтом в 1940 г флагманом Атлантического флота. Теперь судно поставлено на прикол в Балтиморе и объявлено национальным достоянием.

Второй фрегат — «Конституция», прозванный в народе «Старый богатырь», — участник более 40 успешных сражений, объявлен американским конгрессом в 1925 году национальным памятником и стоит в Бостоне.

В истории США трудно встретить событие без участия плавучих средств разного назначения. Их также стараются сохранить для потомков. Например, барк-китобоец, построенный в 1841 г., занял пирс в порту Мистик штата Коннектикут. Его изображение воспроизводится как бренд штата.

Давно ушедшее время борьбы за морское могущество Голландии не забывают в Нидерландах. Флагман адмирала Рейтера «Семь провинций» воссоздан в районе городка Лелистад на территории национального центра исторических судов, именуемого «Ботавия верфь». Почта страны традиционно помещает на марках к юбилеям портрет адмирала и его корабль.

Всеобщий интерес вызывают парусные суда XIX — XX веков из-за их высокой мореходности, красивой архитектуры и надёжности. Порой они «доживают» до столетних юбилеев.

В начале прошлого века германский судовладелец Ф. Лайешь первым стал заказывать четырёхмачтовые барки из металла. Названия своим судам хозяин давал на букву «П». На их реях поднимался флаг с инициалами «FL». Эти крупные железные парусники ходили в Австралию и Чили в любую непогоду. Когда другие шкипера сворачивали паруса при штормовых ветрах, на барках Лайеша их только крепили. Английские моряки прозвали барки «Летающие Пи» (FL — fly).

После поражения Германии в Первой мировой войне все суда Лайеша в качестве репараций отошли в победившие страны, судьбы многих не прослеживаются во времени. Однако и сам Лайешь, и другие судовладельцы стремились найти барки и выкупить их у новых хозяев, которые порой не знали, что делать со своими приобретениями. Вновь встав на ноги, Лайешь продолжил свою судостроительную политику. Ярким примером является барк «Крузенштерн». Он был построен в 1926 году и назван «Падуя». После поражения Германии во Второй мировой войне парусник по жребию достался Советскому Союзу. В 1959 — 1961 гг. «Крузенштерн» прошёл капитальный ремонт и был переоборудован в учебное судно, которое под Андреевским флагом регулярно совершает кругосветные плавания с курсантами на борту.

Из 65-корабельной армады Лайеша до настоящего времени сохранилось ещё три парусника. Стоят они на приколе в качестве музеев. «Поммерн» постройки 1903 г. находится у причала в Мариенхамне на Аландских островах. «Пассат» (1911 г.) с 1956 года стал учебным кораблём в г. Любек (Германия). Его ровесник «Пекин» — корабль-музей в Нью-Йорке у причала морского порта. Филателисты часто встречают и другие «Летающие Пи» на почтовых марках многих стран. Уж больно величественно они смотрятся по архитектуре и парусному вооружению!

С середины XIX века до наших дней на разных континентах сохраняются парусники в память о былом. Барк английской постройки 1863 года «Звезда Индии» радует любителей маринистики в Сан-Диего (Калифорния, США). Он стоит ещё на киле, но плавания завершил в 1923 г. На нём организован музей с аквариумом на борту.

Среди долгожителей числится барк «Полли Вудсид», построенный в 1885 г. В 1968 году корпус этого судна — последнего крупного парусника Австралии — был передан общественности. По поднятым из архива чертежам и документам началась его реставрация. За ручную работу взялись специалисты со всей страны. Знатоками подбирались материалы и техника обработки, близкие к оригиналу. Десять лет потребовалось на восстановление «Полли Вудсид». Теперь парусник, некогда ходивший между Англией и Австралией, стоит в Мельбурне в качестве корабля-музея во всём своём прежнем величии.

В Финляндии гордятся барком «Зигин», построенным в 1887 году в г. Гетеборг из разных древесных пород и бороздившим океаны вплоть до Первой мировой войны. В 1914 году судно столкнулось с железным барком и сильно повредилось. И тем не менее, «Зигин» ещё ходил на Балтике. В 1935 г. грязное судно по существу было брошено в одном из портов. Нашёл «гадкого утёнка» судовладелец Эриксон, завзятый любитель парусников. События Второй мировой войны затмили повседневные заботы, и вспомнили о «Зигине» уже в 1970-е годы. Была развёрнута национальная компания «Приложи руки к “Зигину”». Она имела успех, и летом 1979 г. реставрация судна была завершена. Причём оно вновь стало мореходным! Приписан барк «Зигин» к порту Турку. Место у причала Аура ему определили рядом со стоящим на приколе учебным судном «Souomen joutsen» («Финский Лебедь»).

В. Синегубов. Корабли-памятники. «Филателия». 2010. №6 (стр. 8-11)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.