Летом прошлого года Валаамский и Соловецкий монастыри привлекли к себе внимание верующих большим всенародным праздником — возвращением церковного имущества его законному хозяину — русскому народу в лице Православной церкви. Ибо, как известно, монастыри всегда являли собой удивительный пример общественного владения собственностью, ведения хозяйства и самоотверженного сбережения исторических и культурных реликвий.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, основанный в IX веке монахами Сергием и Германом, находится на острове в северной части Ладожского озера. Это самая северная точка, куда, по церковному преданию, дошел апостол Андрей по землям славян.

Роль монастыря в истории русского православия столь велика, что его еще в древности называли Русским Афоном: он был ведущим центром распространения духовной культуры Северо-Востока Руси. Отсюда отправлялись во все концы нашей земли миссионеры-монахи. Не раз его посещали российские императоры и члены их фамилий.

Как известно, княжество Финляндия отделилось от России 31 декабря 1917 года. Подписание договора Финляндии с РСФСР и определение границ произошло в октябре 1920 года. Дело в том, что В. И. Ленин, как и в вопросе отделения стран Прибалтики в благодарность Маннергейму за нейтралитет во время наступления Колчака (Колчак отказался обсуждать с Маннергеймом границу с Финляндией, считая это делом Учредительного собрания) провел границу, отдав многие исконно русские земли, в том числе и остров Валаам. Монастырь благополучно просуществовал до 1939 года. Когда остров был освобожден Красной Армией, насельники монастыря, забрав часть святынь, библиотеки и утвари, уехали, а здесь обосновался дом для престарелых и инвалидов.

В 1989 году началось возвращение построек Русской Православной церкви. Валаам наполнился не только туристами, но и паломниками. Монастырь посетил Президент России и подписал Указ «О Валаамском архипелаге и Спасо-Преображенском Валаамском монастыре», где говорилось о статусе острова как «особо ценной историко-культурной и природной территории», о передаче земель и лесов Валаамского архипелага в бессрочное, безвозмездное пользование Русской Православной церкви (Московского патриархата) в лице Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

В день подписания Указа мы отправили письмо. На нем стоит штемпель спецгашения «Валаамский монастырь», который употребляется с июня 1990 года (художник Михаил Осколков), а также штемпель теплохода «Виссарион Белинский» и адресный штамп игумена монастыря.

Кроме упомянутого конверта, Валаамскому монастырю посвящены почтовый сувенирный конверт и набор иллюстрированных почтовых карточек. Само же Валаамское издательство подготовило набор из 10 черно-белых открыток, воспроизводящих дореволюционные карточки.

Возвращение монастыря на остров изменило работу Валаамской почты. Много корреспонденции приходит из Нововалаамского монастыря, что в Финляндии, который основали бежавшие в 1939 году монахи, а также из монастыря святого Германа на Аляске.

От работников почты мы узнали, что основная часть писем перевозится на вертолете в Сартавалу. Однако чаще почта паломников идет с монастырскими кораблями в Санкт-Петербург — так быстрее. Их девять: «Святой Николай», «Игумен Дамаскин», «Вестник», «Благовестник», «Святой Александр Невский», «Кадьяк», а также три плашкоута.

Спасо-Преображенский Соловецкий Зосимо-Савватьевский монастырь основан в XV веке монахами из Валаама Зосимой и Савватием. К началу нашего века весь Соловецкий архипелаг был охвачен хозяйственной деятельностью насельников монастыря — постоянных монахов и временных, так называемых трудников, приезжавших в монастырь на некоторый срок. Острова относились к Архангельской губернии. Почта шла через Кемь и ее перевалочный форпост — Попов остров. 6 июня 1924 года на остров прибыли первые партии заключенных. Острова стали концлагерем, где отрабатывались методы «перевоспитания». Это место страданий, гибели, но в то же время место величайшего морального и духовного подвига десятков тысяч наших соотечественников. Лагерь ликвидирован в 1928 году.

21 октября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание монастыря. Сейчас здесь 10 насельников во главе с наместником монастыря — архимандритом Иосифом. Как и на Валааме, монастырь становится центром поселка, а его жители заняты реставрацией разрушенного.

Почта в поселке существует давно. Встречаются конверты с соловецкими штемпелями начала 50-х годов. Во время первого посещения островов мы оформили конверт, поставив с любезного разрешения единственной тогда сотрудницы музея С. В. Вереш оттиск печати Соловецкого общества краеведов, существовавшего в концлагере с середины 20-х годов. Сейчас печать — в экспозиции музея, но сделан ее сувенирный дубликат, и его оттиск ставят на конверты и книги.

В июне 1987 года был введен специальный штемпель (художник Алексей Медведев), который применялся для оформления обычной нефилателистической почты. Осенью 1992 года он изъят для замены. 11 лет почтовым отделением заведует В. А. Ручаджи. С острова ежедневно уходит самолетом двести-триста писем, а приходит около 500. Это — пачка толщиной в 30 см. Как и на Валааме, объем корреспонденции резко возрос с восстановлением монастыря. Много конвертов гасят туристы. Письма из монастыря — ответы на духовные вопросы — оформляются специальным каше «Благословение Соловецкой обители». Деловые письма — штемпелем отца-наместника. Попросили поставить его на конверты: отец Гермай взял на это благословение у отца-наместника, ибо без его разрешения, точнее без благословения, в монастырях ничего не происходит.

21 августа 1992 года на Соловки вернулись святые мощи Германа, Зосима и Савватия Соловецких, находившиеся почти 70 лет в антирелигиозном музее в Казанском соборе Ленинграда. Спасибо музею, сохранившему национальную драгоценность. На остров прибыла большая группа паломников во главе со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Предлагаю вашему вниманию конверты, посланные в этот день с Соловков. Они оформлены почтовым штемпелем — спецгашением, календарным и штампом «заказное», а также монастырским каше: благословением и служебным. Кроме того, на одном из конвертов стоит каше теплохода «Алушта», на другом — набор каше теплохода «Борис Пастернак».

1 июля 1992 года вышла серия из 3 марок «Утки». На одной из них — утки-касатки, летящие над Соловецким монастырем. Это же изображение (только без уток) — на маркированной открытке по фотографии А. Захарченко (28.07.88) и на открытке из набора «Соловецкие острова».

В заключение перечислю основные материалы, посвященные Соловкам.

Конверты

12.900. Соловецкий монастырь, Архангельская область. 23.06.1978. Художник Г. Баев.

15.463. Соловецкий монастырь. 28.01.1982. Художник И. Филиппов.

Архангельская область. Соловецкий монастырь. XVI — XVII вв. 24.03.86. Художник. Е. Кессаринская.

Архангельская область. Соловецкий монастырь XVI в. 13.10.88. 88619. Фото А. Захарченко.

Архангельская область. Соловецкий государственный историко-архитектурный природный музей-заповедник. Художник. А. Жаров. 09.12.88. 101590. Сувенирный конверт с карточкой по фото А. Захарченко, оформление худ. А. Жарова.

Архангельская область. Соловецкий государственный историко-архитектурный природный музей-заповедник. Успенская трапезная церковь XVI в. 18.07.89. 89507. Худ. A. Денисов.

Авиакарточки

Архангельская область. Памятник русского зодчества XVI—XVII вв. Соловецкий монастырь. Фото B. Житникова. 24.07.78. МТГ 3.6208.

Набор из простых маркированных открыток

Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник. Фото А. Захарченко, оформление В. Шишкина. МПФГ. 28.07.88. 3.89769.

Кроме того, издано множество наборов непочтовых открыток.

П. В. Флоренский, В. П. Флоренский. Монастырская почта. «Филателия». 1993. №8 (стр. 17-19)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.