Язык сaйтa - Lаnguаgе

Новые поступления

Материалы тематической коллекции

А. Качинский. Материалы тематической коллекции. "Филателия СССР". 1980. №1, стр. 59-61 и №2, стр. 56-57

За последние годы появилось много публикаций по вопросам подготовки тематических коллекций к экспонированию. И, тем не менее, во многих экспонатах, демонстрируемых на выставках, допускаются ошибки в подборе материалов и оформлении. По-видимому, это вызвано активным развитием филателии и особенно ее тематического направления. Расширяются и уточняются, иногда и изменяются требования, предъявляемые к экспонатам на выставках.

Многие читатели журнала направляют в редакцию письма с вопросом - как избежать ошибок при подготовке филателистических экспонатов к выставкам. Чтобы ответить на эти вопросы, нам придется опубликовать не одну, а несколько статей. Но для того чтобы обеспечить успех, помимо теоретических знаний обязательно нужна собственная практика.

Прежде чем начать оформление выставочных экспонатов, необходимо тщательно подобрать материал тематической коллекции. Именно в этой части работы встречается много ошибок, умаляющих труд, затраченный на подготовку экспоната.

Все материалы, включаемые в коллекцию, можно разбить на четыре группы: марки, цельные вещи, целые письма, прочие филателистические материалы.

В отношении марок вопрос об их пригодности и необходимости для коллекции решается в зависимости от двух критериев: тематического содержания и состояния. Конечно, предпочтение должно быть отдано тем маркам, которые непосредственным образом посвящены данной теме, то есть имеют соответствующие рисунки или надписи. Например, если рассказывается о спорте, то марки с изображением отдельных видов спорта, конкретных спортсменов, спортивных сооружений, спортивных эмблем, наград непосредственно относятся к этой тематике. Однако иногда требуется включить в коллекцию и марки, относящиеся к данной теме лишь косвенно. Так, в спортивной коллекции не исключаются марки с гербами или флагами тех стран, где проходили те или иные спортивные события, видами соответствующих городов и другие.

Однако такие миниатюры допустимы лишь в том случае, если какой-то вопрос в тематической разработке не удается осветить материалом, прямо относящимся к теме. Хотя и в этом никаких официальных норм не существует, нам бы хотелось порекомендовать, чтобы таких материалов было не более 10-15 процентов. Нельзя здесь злоупотреблять и пояснительными текстами. Иногда марка относится к данной тематике и в том случае, если интересующий нас объект не является главным содержанием ее рисунка. Например, определенное сооружение изображено наряду с другими сооружениями, или лицо, о котором ведется рассказ, находится в группе других лиц. Более осторожно следует относиться к использованию в экспозиции марок, выпущенных по поводу, не имеющему никакого отношения к теме, но включающую в рисунок интересующую символику. Так, космическая и олимпийская символика помещается на марках исключительно для увеличения их сбыта.

Особенно этим злоупотребляют различные "агентства", выпускающие эмиссии от имени некоторых развивающихся стран. Не следует такие марки включать в выставочные экспонаты. И хотя в настоящее время не существует конкретного списка марок, признаваемых ФИП вредными, тем не менее остались критерии, согласно которым определенные выпуски относятся к разряду вредных для филателии. Например, к ним попрежнему относятся марки арабских шейханатов и некоторые другие.

Что касается состояния марок, то тут вопрос ясен. Чистые и гашеные с точки зрения оценки экспоната, равноправны. Многие все же отдают предпочтение чистым эмиссиям, поскольку в тематической коллекции основную роль играет содержание рисунка, а как раз он при гашении зачастую закрывается штемпелем.

Если все же коллекционер по каким-то причинам остановил свой выбор на гашеных марках, то он должен стараться подбирать экземпляры с аккуратными оттисками штемпеля, не закрывающими основной части рисунка, не включать в коллекцию марок с волнистыми полосами от штемпелей или оттисками рекламных вставок от машинных штемпелей (за исключением тех случаев, когда эти оттиски сами необходимы для коллекции, о чем речь пойдет ниже). Желательно, чтобы марки были или все чистые, или все гашеные. Исключения могут быть сделаны лишь для очень редких марок или тех случаев, когда чистые марки данного выпуска вообще не продавались. Но всегда экспонаты должны быть не поврежденными и иметь хорошую центровку.

Важная составная часть тематических коллекций - так называемые цельные вещи, то есть конверты, открытки, аэрограммы и различные почтовые формуляры с напечатанными на них знаками почтовой оплаты или типографскими текстами, свидетельствующими о произведенной оплате почтового сбора или освобождении от него.

Наиболее распространенные цельные вещи - маркированные конверты и почтовые карточки (открытки). Они могут использоваться в тематических коллекциях как в чистом, так и в гашеном виде. Некоторые зарубежные специалисты по тематическому коллекционированию отдают предпочтение цельным вещам, прошедшим почту, потому что конверты и открытки с адресами и штемпелями имеют более "документальный вид". Кроме того, на чистых маркированных конвертах незаполненные места для адреса создают иллюзию "пустоты". Поэтому в коллекции, в которой применяются гашеные марки, следует отдавать предпочтение цельным вещам, прошедшим почту. В коллекциях с чистыми марками могут использоваться как чистые, так и прошедшие почту цельные вещи. При этом цельными вещами, особенно чистыми, увлекаться не следует. Во всяком случае стараться не помещать их по две на одном листе или по нескольку штук рядом на соседних листах. В этих случаях впечатление "пустоты" будет лишь усиливаться.

Иногда высказывается мнение, что изображение на иллюстрационной части цельной вещи не может служить основанием для включения ее в тематический экспонат, если знак почтовой оплаты (марка) на этой цельной вещи к теме не относится (например, стандартная). Но это мнение неверно. Все элементы цельной вещи имеют почтовое происхождение. Зачастую конверты и открытки выпускаются именно из-за рисунка, так как в противном случае можно было бы обойтись стандартным неиллюстрированным конвертом или карточкой. Другое дело, если иллюстрации или надписи сделаны дополнительно частным путем (непочтовыми органами) на почтовых цельных вещах. Такие экспонаты с изображениями и надписями в коллекцию помещать нельзя.

Спорен вопрос о так называемых двусторонних почтовых карточках (когда на одной стороне помещается адресная часть и знак почтовой оплаты, а другая целиком занята иллюстрацией).

Помещение в коллекцию почтовой карточки иллюстрированной стороной вверх не совсем удачно, из-за того, что эти иллюстрации вследствие своих размеров и цветовой насыщенности слишком выделяются, отодвигая все остальные материалы на задний план. Во всяком случае, использование двусторонних карточек ради иллюстрации необходимо ограничить, применяя их лишь в тех случаях, когда других материалов по данному разделу темы нет или мало, а также тогда, когда изображение на карточке несет больше информации, чем другие материалы на эту тему.

Если основанием для использования в коллекции маркированных конвертов и карточек является, как правило, напечатанный на них знак почтовой оплаты или иллюстрация (это часто относится также и к аэрограммам), то прочие почтовые маркированные формуляры (бланки для переводов и посылок, применяемые в некоторых странах, почтовые квитанции, открытки специального назначения и др.) чаще всего не имеют иллюстраций. Поэтому основанием для их использования служит обычно или рисунок знака почтовой оплаты, или желание отобразить тот вид почтовых услуг, к которому относится данный формуляр.

Разнообразны по своим формам и возможностям использования в коллекциях целые письма. В филателии к ним принято относить конверты, почтовые карточки, различные почтовые формуляры и оболочки от почтовых отправлений с наклеенными на них марками, заменяющими их ярлыками или виньетками, а также оттиснутым штемпелем или нанесенным от руки надписями, свидетельствующими об уплате почтового сбора или освобождении от него. Для тематической коллекции важны их почтовые элементы, то есть марка, штемпель, почтовые ярлыки (для заказных писем, спешных, авиа и др.) оттиски различных почтовых штампов, характеризующих почтовое прохождение (как заменяющих ярлыки, так и самостоятельных). Иллюстрации на немаркированных конвертах и карточках, даже прошедших почту, не могут быть поводом для их включения в коллекцию, если сами почтовые элементы к теме отношения не имеют. В то же время наличие штемпелей, марок и других иллюстраций, относящихся к той же тематике, может рассматриваться как усиливающий элемент.

Исключение могут составлять иллюстрации на карточках и "секретках" полевой почты, прошедших почтовое обращение, поскольку сам факт прохождения их через полевую почту обычно связан с содержанием иллюстрации.

Не могут использоваться в коллекциях не прошедшие почту немаркированные конверты, карточки и прочие материалы, если они не выпущены почтовыми органами для обращения без марок (открытки и секретки полевой почты, имеющие пометку, что они выпущены почтовыми органами или по заказу почтовых органов, конверты Министерства связи, имеющие надпись "служебное" и др.)

Особое место среди целых писем занимают так называемые конверты первого дня. За рубежом большинство их выпускается коммерческими фирмами. По этой причине иллюстрации на таких конвертах не могут использоваться в качестве самостоятельного элемента тематической коллекции. Они могут иметь значение лишь как дополнение к марке и штемпелю. При этом штемпель, снабженный лишь датой и надписью "первый день", но ни текстом, ни рисунком не связанный с данной темой, не может рассматриваться как украшение коллекции. Таких штемпелей лучше вообще избегать. Рекомендуется ограничивать использование конвертов первого дня, а не прошедших почту особенно. С другой стороны, некоммерческие конверты первого дня могут послужить хорошим дополнением коллекции. Речь идет здесь об обычных конвертах, особенно с редкими и старыми марками, отправленными в первый день их обращения.

Разногласия среди специалистов вызывает оценка значения адреса отправителя или получателя или того, как они написаны. Существует мнение, что эти элементы значения для тематической коллекции не имеют. Так, если адрес написан рукой какого-либо известного или даже выдающегося человека, то этот факт не дает данному экспонату преимуществ перед другими. Мы вполне с этим согласны, но только в том случае, если эти надписи могут рассматриваться лишь как автограф будь то даже адрес, написанный по просьбе коллекционеров. И совсем Другое дело, если адрес написан лицом, вовсе и не помышлявшим, что его конверт или открытка когда-либо попадут в коллекцию. Адрес является, по сути, важнейшим почтовым элементом, единственным, без которого данное отправление вообще не может быть доставлено. А тот факт, что написан он лицом, имеющим прямое отношение к рассматриваемой теме, выделяет это почтовое отправление из массы подобных, имеющих схожие почтовые аксессуары (марку, штемпель, ярлыки и т. п.), придавая ему элемент редкости, что в коллекционировании всегда играло важную роль.

Из всего сказанного можно сделать определенные выводы о роли и возможностях применения почтовых штемпелей в тематических коллекциях. Использоваться могут штемпеля как на цельных вещах, так и на целых письмах, а также на вырезках. Последние представляют собой части почтовых оболочек или немаркированных открыток с наклеенной маркой и оттиском штемпеля. Вырезки применяются обычно в тех случаях, когда целиком почтовое отправление поместить нет возможности из-за поврежденности (исключение составляют письма полевой почты, так называемой катастрофной почты и некоторые другие), слишком больших размеров или тогда, когда остальная часть отправления для коллекции роли не играет (неиллюстрированный конверт, имеющий адрес, не относящийся к теме). В последнее время существует отрицательное отношение к использованию почтовых штемпелей, оттиснутых на чистой бумаге. Включая вырезку в коллекцию, нужно стараться, чтобы находящаяся на ней марка или совпадала по теме со штемпелем, или была стандартной. На практике в тематической коллекции могут использоваться почти все виды и категории почтовых штемпелей. Следует избегать штемпелей с надписями типа "филателия", "для филателистов", буквы "ф", свидетельствующих, что данные материалы с самого начала не были предназначены для почтового обращения. Самыми распространенными являются календарные штемпеля. Они используются при совпадении с темой места гашения и даты, и чем такое совпадение ближе, тем ценнее штемпель для коллекции. Отдаленные по дате штемпеля можно использовать в редких случаях, когда Других материалов не существует. Хорошо выглядят в коллекции специальные памятные штемпеля, франкировочные и машинные.

Два последних вида особенно ценны, когда имеют дополнительные вставки с адресами, рекламными или пропагандистскими текстами или рисунками.

Делать вырезки из цельных вещей (маркированных конвертов, карточек и т. д.) не следует.

К прочим филателистическим материалам, использование которых допускается в тематических коллекциях, можно отнести различные почтовые квитанции и извещения, снабженные соответствующими надписями и штемпелями, почтовые ярлыки и наклейки (для заказных и спешных писем, авиапочты и др.), наклейки, заменяющие почтовые марки, обложки от выпущенных почтой марочных буклетов и подобные почтовые материалы.

Оценку коллекции может снизить использование различных сувенирных изданий частного характера, даже с наклеенными на них марками и оттиснутыми штемпелями. Зачастую подобные "сувениры" (листки различного формата с рисунками, буклеты, "филателистические выставочные паспорта" и др.) выпускаются различными непочтовыми организациями исключительно для финансирования тех или иных мероприятий, а то и вовсе в целях наживы. Не могут использоваться в коллекциях различного рода непочтовые виньетки и наклейки, непочтовые благотворительные марки. Исключение представляют лишь те случаи, когда эти издания с согласия почты помещены на почтовых отправлениях.

Не относятся к "прочим филателистическим материалам" какие бы то ни было непочтовые вырезки, иллюстрации, пригласительные билеты и другие материалы, сколь бы соблазнительны по своему содержанию они не были для данной тематики. В равной степени не могут считаться филателистическим материалом тексты писем, независимо от того, чем они написаны.

Особую статью составляют так называемые "картмаксимумы" (открытки с наклеенными на их иллюстрированной стороне марками аналогичного по содержанию рисунка, и погашенными почтовым штемпелем). В последнее время наметилась тенденция к выделению этого материала в особый, самостоятельный вид коллекционирования. При этом исходят из того, что создание картмаксимумов является исключительно делом рук коллекционеров, или они производятся с коммерческими целями опять же для собирателей. Зачастую такие карточки противоречат почтовым, правилам, запрещающим наклеивать марку для франкировки на иллюстрированную сторону. По правилам ФИП картмаксимумы если и допускаются на выставки, то оцениваются самостоятельным жюри. Более того, по этому разделу чаще всего присуждаются особые награды, отличные от наград по другим классам. В силу всего этого рекомендуется вовсе отказаться от использования картмаксимумов в тематических экспонатах, делая исключения разве только в редчайших случаях, когда на других материалах того, что изображено на карточке, нет, а для коллекции это необходимо, так, например, если на марке изображен малый и не самый важный фрагмент того, что есть на карточке. Мы не отрицаем тем самым максимафилию, но смешивать ее с филателией нет оснований. Таковы современные взгляды на материалы тематических коллекций, которые должны учитываться всеми экспонентами, готовящими свои работы на выставки любых масштабов. В последующих публикациях будет рассказано о приемах оформления выставочных экспонатов.