К числу многих советских знаков почтовой оплаты, переизданных во второй половине 50-х годов, относятся не только миниатюры, изготовленные способом глубокой печати1 и фототипии2, но и некоторые марки, печатавшиеся многоцветным офсетом. В частности, это серия «Авиационный спорт в СССР», № 1645—1648, вышедшая в свет в сентябре 1951 года.

В отличие от многих других серий и отдельных марок, выпущенных повторно и не отмеченных в каталоге, у почтовых миниатюр названного выпуска признается наличие двух типов для каждой из них. Однако в случае с маркой № 1647 каталог не приводит объективных признаков, которые могли бы послужить надежным критерием для определения типа марки. Единственное отмеченное различие по оттенку того или иного цвета многоцветной печати представляет трудности для филателистов и практически не оправдано. Исходя из этого, представляется необходимым познакомить читателя с особенностями двух выпусков этих марок, имеющих устойчивые различия не только по оттенкам цвета, бумаге или клею, но и по размеру, особенностям рисунков и другим объективным признакам.

Марки первого выпуска были изданы в 1951 году на белой, чуть рыхловатой по сравнению со вторым выпуском бумаге, с желтым клеем. Их краски — более сочные. Бумага марок второго выпуска также белая, но более плотная, клей белый или желтоватый, а краски менее яркие.

При этом двухрублевая марка № 1648 тип II была переиздана на бумаге с кремовым фоном (светлым или более темным), которая стала встречаться у советских почтовых марок выпуска не ранее 1955 года.

Все марки двух выпусков, как это видно из таблицы № 1, имеют различия по размеру рисунков.

Кроме того, все марки серии имеют существенные особенности по рисунку, что позволяет надежно отличать принадлежность их к тому или иному выпуску, то есть определять тип каждой марки, не прибегая к измерениям (описание этих особенностей приводится в таблицах № 2—5).

С точки зрения практического коллекционирования наиболее характерными признаками можно признать особенности № 1 и 2 или № 4 и 5 (табл. № 2).

Обозначенное в первом томе «Каталога почтовых марок СССР. 1918—1980» различие — темно-голубой или светло-голубой «центр щита» — явно недостаточно. Часто оно столь незначительно, что даже неуловимо.

Для определения типа марки достаточно надежны все признаки, приведенные в таблице № 3. Первым из них давно пользуются опытные филателисты.

Обозначенные в каталоге различия — «текст верхней надписи» «светло-зеленый» или «темно-зеленый», «рубашка планериста» «светло-коричневая» или «темно-коричневая» — недостаточны. Хотя, как правило, краски у марок типа I более светлые, встречаются марки типа II близкие к ним и по зеленому, и по коричневому цвету.

Наиболее выразительный признак — № 1. Это, к слову, единственный случай, когда каталог удовлетворительно определяет различие типов марок этой серии (табл. № 4).

Для практики коллекционирования наиболее удобны признаки, обозначенные в таблице под номерами 4, 5, 6, 7 (табл. № 5).

Из таблицы № 5 также видно, что в каталоге под типом I обозначены марки № 1648 второго выпуска, а под типом II — первого выпуска.

Автор полагает, что приведенные в таблицах № 2—4 сведения могут послужить надежным инструментом в практическом определении типа каждой из марок серии «Авиационный спорт в СССР».

Ф. Теплов. Об особенностях двух выпусков советских почтовых марок серии «Авиационный спорт в СССР». «Филателия СССР». 1988. №12 (стр. 42-43)


  1. Петров Н. О почтовом обращении разновидностей марок глубокой печати по растрам. М., «Советский коллекционер», № 16, 1978, с. 44—48.
  2. Теплов Ф., Нужна общая классификация. «Филателия СССР», № 7, 1983, с. 50—51.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.