Одновременно с возникновением первой в мире официальной баллонной почты, что действовала в осажденном Париже с сентября 1870 года, происходило и зарождение воздухоплавательной службы в русской армии. Главной из ее задач было также обеспечение воинской связи. 6 декабря 1869 года была создана комиссия, ставшая первым официальным руководящим органом военного воздухоплавания в России.

Первый испытательный подъем воздушного шара был произведен в Петербурге 7 июля 1870 года. Согласно рапорту полковника Лобко в составе его экипажа находился телеграфист, который «передал вниз 8 депеш». Испытания аэростатов продолжались в Усть-Ижорском саперном лагере под руководством Александра Матвеевича Кованько, возглавившего в 1885 году первую отдельную воздухоплавательную воинскую часть «Кадр военных воздухоплавателей», выделенную из состава гальванической роты гвардейского саперного батальона. Участвуя затем в маневрах под Красным Селом и в Брест-Литовске, они поддерживали телеграфную связь с землей. Спустя пять лет эта часть была реорганизована в Учебный воздухоплавательный парк.

С началом русско-японской войны весь его состав переводится в действующую армию. 18 февраля 1904 года Почтовый департамент секретным циркулярным письмом № 134/12—С устанавливает бесплатную пересылку военно-полевой почты с отметкой «Из действующей армии», распространявшуюся на все воинские формирования прифронтовой полосы» а также воздухоплавательные и авиационные части независимо от места их дислокации.

Рис. 1

До этого воздухоплавательную корреспонденцию доставляли на общих основаниях с оплатой по обычному тарифу. В некоторых случаях при пересылке специальных документов оформляли сопроводительную ведомость, наклеивая служебные марки государственной пошлины, С введением бесплатной пересылки военно-полевая почта отмечалась специальными служебными печатями воинских частей (в ряде случаев с текстом «Для пакетов»). Сопроводительный штемпель полевой почты «Из действующей армии» обычно ставили на общевойсковую корреспонденцию. Почтовые же отправления воздухоплавательных частей отличали по названию части на самой печати (рис. 1). Их доставка в период с 1904 по 1914 годы осуществлялась наземным или морским транспортом. Однако в годы первой мировой войны корреспонденцию из прифронтовой полосы в центральные сортировочные пункты переправляли и на летательных аппаратах воинских частей: когда требовалось совершать служебные полеты по такому маршруту. Специальных пометок почта не ставила. Выделить ее можно по заметно сокращенным срокам доставки.

Первой из воздухоплавательных частей участвовала в боевых операциях Сибирская воздухоплавательная рота в районе деревни Гудзядзы. Потом ее передавали из одного армейского корпуса в другой. В августе 1904 года рота отличилась в боях под Ляояном. Вслед за ней на фронт прибыл 1-й Сибирский воздухоплавательный батальон двухротного состава под командованием А. М. Кованько, получившего к тому времени звание полковника. Первая рота действовала в расположении 5-го Сибирского корпуса в составе 1-й Маньчжурской армии. С целью установления прямой связи с Владивостоком она использовала специальный сигнальный аэростат для подъема антенны беспроволочного телеграфа. В то же время вторая рота этого батальона действовала на участке 1-й Маньчжурской армии в районе деревни Сандепу.

Рис. 2

Порядок бесплатной доставки военно-полевой почты воздухоплавательных частей, сохранившийся и после окончания русско-японской войны, как это следовало из текста циркулярного письма, установился не сразу. Об этом свидетельствуют отправления из подразделений русской армии конца 1905 года из мест их основного расквартирования в России. На одном из них наклеена в оплату почтовая марка. Однако она не погашена почтовой службой из-за наличия служебного штемпеля 2-й роты Сибирского воздухоплавательного батальона (рис. 2).

Успешные действия русских воздухоплавателей побудили Военное министерство к формированию других специальных частей того же назначения. Однако 2-й воздухоплавательный батальон прибыл на театр военных действий лишь в начале июля 1905 года, 3-й — к окончанию войны.

Боевой опыт русской армии по организации военной связи с применением воздушных шаров потребовал незамедлительного перехода к активным свободным действиям аэростатов, что успешно осуществлялось в период между двумя войнами — с 1906 по 1914 годы. А так как официальной отмены циркулярного письма 1904 года почтовый департамент России не сделал, корреспонденцию воздухоплавательных частей в это время продолжали пересылать бесплатно, снабжая специальными служебными штемпелями. Правда, иногда возникали недоразумения из-за неоднозначного толкования некоторыми почтовыми отделениями действующих условий доставки, и почта воздухоплавательных частей, не оплаченная в соответствии с общеустановленным тарифом, получала специальные штемпеля доплаты.

В 1907 году при Главном инженерном управлении Военного министерства была создана специальная комиссия по строительству управляемых аэростатов — дирижаблей. На это управление привилегия бесплатной доставки почтовой корреспонденции даже при наличии служебных штемпелей не распространялась. Она оплачивалась по обычному тарифу, хотя воздухоплавательные части и находились в непосредственном подчинении управления.

Рис. 3

В это время русская армия имела в своем составе следующие интересующие нас части: Учебный воздухоплавательный парк, три воздухоплавательных батальона, две крепостные воздухоплавательные роты и шесть крепостных воздухоплавательных отделений. В результате нескольких реорганизаций к 1912 году в составе русской армии действовали 13 воздухоплавательных рот с привязными аэростатами и 5 рот с управляемыми. Семь были сведены в 3 батальона: Сибирский, Брест-Литовский и при Офицерской воздухоплавательной школе, созданной в 1910 году на основе Учебного воздухоплавательного парка. На их вооружении находились дирижабли «Голубь», «Ястреб», «Кобчик», «Сокол» и «Микст». Кроме того, специально для Учебного воздухоплавательного парка был построен дирижабль «Кречет», первый полет которого состоялся 29 июля 1910 года. Эти воинские части продолжали пользоваться правом бесплатной пересылки корреспонденции со специальными служебными штемпелями. Причем иногда в частях заранее готовили чистые почтовые карточки без марок со служебными штемпелями, которые могут считаться первыми цельными вещами русской военно-полевой почты (рис. 3).

Интересно, при изучении почтовых отправлений воздухоплавательных частей стало возможным установить, что дирижабль «Сокол» принадлежал 3-му Сибирскому воздухоплавательному батальону, базировавшемуся в районе Красноярска, а дирижабль «Микст» — 1-му воздухоплавательному отряду в районе Читы, реорганизованному из 4-й Сибирской воздухоплавательной роты.

С развитием авиационной техники в апреле 1913 года в процессе общей реорганизации армии было принято решение о расформировании Брест-Литовского и Сибирского воздухоплавательных батальонов. Вместо каждого из них было создано по две отдельные роты (одна с привязными и одна с управляемыми аэростатами). Две ранее существовавшие роты с привязными аэростатами были также расформированы. Остальные превращены в крепостные. Кроме того, было создано одно крепостное воздухоплавательное отделение. Таким образом, к началу первой мировой войны русская армия имела: воздухоплавательный батальон (двухротного состава) при Офицерской воздухоплавательной школе, 4 воздухоплавательные роты с управляемыми аэростатами, 7 крепостных воздухоплавательных рот, расположенных в крепостях Брест-Литовске, Владивостоке, Гродно, Ковно, Карее, Осовце и Новогеоргиевске (город Модлин, в 35 км северо-западнее Варшавы) и крепостное воздухоплавательное отделение в Свеаборге. Их материальную часть составляли 4 дирижабля и 43 змейковых привязных аэростата.

Рис. 4-8

В русской армии накануне войны полагали, что по мере развития авиации воздухоплавательные части потеряют свое значение, и их развитию стали уделять меньше внимания. Тем не менее, они просуществовали до конца войны, неоднократно подвергаясь реорганизации. Например, в августе 1914 года крепостная воздухоплавательная рота Осовца была преобразована в 1-ю роту 1-го воздухоплавательного батальона, и ей передали дирижабли «Голубь», «Ястреб», «Кобчик» и «Сокол». На ее корреспонденции можно впервые увидеть измененный вариант сопроводительного штемпеля военно-полевой почты «С театра войны» (рис. 4).

Кроме того, в состав батальона вошли две роты с привязными аэростатами. Число частей с таким оснащением в русской армии возрастало. В 1915 году крепостные воздухоплавательные роты были реорганизованы в полевые, а общее количество увеличено до 25 (рис. 5). Эти части передали в распоряжение инспекторов артиллерии для обслуживания. В связи с таким изменением в феврале 1915 года создали окружные управления авиационно-воздухоплавательных сил на театре войны. Возглавлять их могли только члены царской семьи. Управления получили специальные служебные печати. Наиболее раннее отправление с таким штемпелем известно со входным гашением Юрьева-Польского от 2 марта 1915 года (рис. 6). Со временем наладилась совместная работа артиллерии и воздухоплавательных частей. Артиллерийские наблюдатели поднимались на аэростатах и по телефону корректировали огонь батарей.

Соответствующие изменения появились и в служебных штемпелях военно-полевой почты. Так, 1-я батарея авиационно-артиллерийской бригады была образована в октябре 1915 года на северо-западном фронте. Наименование ее можно прочитать на штемпелях наиболее ранних почтовых отправлений военно-полевой почты, обработанной 30 октября 1915 года 136-й запасной полевой почтовой конторой (рис. 7).

Рис. 9-12

В 1916 году для увеличения числа наблюдательных станций воздухоплавательные роты сначала превратили в двухстанционные, а затем часть из них — в трехстанционные. Кроме того, для обслуживания воздухоплавательных частей стали привлекать аэронавигационные станции и станции воздушного наблюдения (метеорологические) (рис. 8). Впервые такая станция была сформирована в апреле 1913 года в составе 5-й воздухоплавательной роты. Она продолжала существовать и в марте 1915 года, что подтверждает почтовая карточка со специальным служебным штемпелем (рис. 9). В августе 1916 года на юго-западном фронте создается Центральная аэронавигационная станция в составе службы «Воздушного наблюдения» оповещения и связи. Как явствует из текста штемпелей отправлений военно-полевой почты, эта служба сохранилась в русской армии вплоть до 1917 года (рис. 10).

В заключение отметим, что русская армия успешно переняла и французский опыт совместного использования воздушных шаров и почтовых голубей, вошедший в практику во время осады Парижа в 1870—1871 годах.

В феврале 1917 года на базе крепостной воздухоплавательной роты Осовца в составе 6 полевой воздухоплавательной роты создали Осовецкую военно-голубиную станцию. Известен входной почтовый штемпель Мереккюля 15 октября 1917 года рядом со специальным служебным штемпелем военно-голубиной станции (рис. 11).

В начале 1917 года была проведена новая реорганизация воздухоплавательных частей. Вместо отдельных рот с несколькими станциями (аэростатами) создали отряды, входившие в состав корпусов и армий (рис. 12). Таким образом, в составе русской армии находилось 59 корпусных и 29 армейских воздухоплавательных отрядов, 2 крепостные воздухоплавательные роты и 4 воздухоплавательных парка, по одному на каждый фронт.

В. Притула. Почта воздухоплавательных рот России. «Филателия СССР». 1991. №10 (стр. 12-15)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.