40 лет назад на опытном истребителе Ла-176, созданном в прославленном КБ Семена Алексеевича Лавочкина, в Советском Союзе впервые была превышена скорость звука, пройден, наконец, звуковой барьер. Пришло время сверхзвуковых полетов. Связанные с этим события подробно описаны в книге Михаила Арлазорова «Фронт идет через КБ». К сожалению, отечественная филателия никак не отреагировала на эту знаменательную победу наших авиаторов. Скромная марка с самолетом Ла-7 из серии «Самолеты Великой Отечественной войны» — единственная филателистическая память о С. А. Лавочкине.

С высоты прошедших лет можно теперь сказать, что скорость в авиации росла относительно медленно. За сорок лет существования самолеты «наскребали» ежегодно какие-то очередные десятки километров в час. Но к началу сороковых все же смогли вплотную подойти к звуковому барьеру.

О «Лайтнинге» — американском истребителе Р-38 фирмы Локхид — обычно вспоминают в связи с тем, что на этой машине отправился в свой последний полет Антуан де Сент-Экзюпери. Марка Никарагуа 1954 года представляет нам этот самолет выпуска 1940 года с совершенной по тем временам аэродинамикой. Этим и объясняется, что при пикировании «Лайтнинг» энергично разгонялся и входил в область трансзвуковых скоростей. Рули теряли эффективность, машина еще больше заваливалась в пике, и пилоты не всегда могли укротить вышедшего из повиновения «зверя», каким являлся авиаторам сверхзвук.

Перед вами авиапочтовая карточка — одна из первых, теперь ставших редкостью, выпущенных с оригинальной маркой. По заказу № 12591 она была утверждена к выпуску 13.07.1973 года (Л 107790) к 30-летию испытаний первого отечественного реактивного самолета БИ летчиком-испытателем Григорием Бахчиванджи, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он погиб в седьмом полете, столкнувшись с затягиванием в пикирование на трансзвуке. К сожалению, эта-карточка удерживает и другой «рекорд» — она стала первой, к выпуску которой не было приурочено положенное в таких случаях спецгашение.

С конца 40-х годов первенство в освоении сверхзвуковых скоростей в Советском Союзе прочно удерживает конструкторское бюро, чьи самолеты носят гордое и красивое имя «МИГ». Конверт художника Э. Креймана, выпущенный к тридцатилетию КБ А. И. Микояна и М. И. Гуревича — руководителей этого КБ, утвержден к изданию 30.10.69 года. Вместе с МИГ-3, защищавшим в военные годы небо Москвы, там изображены этапные машины, делавшие первые шаги в околозвуке и за звук, — первый турбореактивный МИГ-9, серийный стреловидный МИГ-15, серийный сверхзвуковой МИГ-19, с изменяемой стреловидностью крыла МИГ-23. Следующий конверт художника Е. Корягина, утвержденный 15.12.79 года, посвящен сорокалетию КБ — он представляет нам самолет, летающий в три раза быстрее звука, — МИГ-25. С середины 50-х годов в сверхзвуковой отечественной авиации вперед вырвалось КБ Генерального конструктора П. О. Сухого. Оно конструирует самолеты с маркой «СУ». Конверт художника Н. Гордюкова, утвержденный 10.08.70 года, посвящен 30-летию этого КБ. На нем вместе с участвовавшим в войне бомбардировщиком СУ-2 изображен истребитель СУ-7, опытный образец которого в 1956 году впервые в Советском Союзе достиг скорости 2000 км/час. Автор — художник конверта утверждает, что на нем впервые появилась сетка для указания шестизначного почтового индекса.

Самолеты П. О. Сухого вышли на сверхзвук с двигателями конструктора А. М. Люльки. Поэтому конверт художника Г. Кравчука, выпущенный в 1988 году в честь восьмидесятилетия пионера отечественного турбореактивного двигателестроения, по праву занимает место в экспозиции, посвященной сверхзвуку»

Венцом советского сверхзвукового самолетостроения являлся пассажирский лайнер Ту-144. Анатолий Маркуша, известный с детства всем, мечтающим о небе, книгами «Вам взлет!» и «Дайте курс!», в только что вышедшем из печати сборнике «Человек летающий» пишет: «Ту-144 не эксплуатируется сегодня только по соображениям экономическим, но это не умаляет технические, чисто авиационные достоинства корабля. Говорят: хороший самолет — красивый самолет. Это верно. И Ту-144 убедительнейшее тому подтверждение». Мы включили в нашу экспозицию красочный советский блок 1969 года, завершающий серию «Развитие гражданской авиации в СССР». На нем художник А. Аксамит изобразил Ту-144 на фоне кольца знаков Зодиака. Там же начертаны пророческие слова Н. Е. Жуковского «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

На венгерской марке 1962 года из серии «История авиации» еще одна «невезучая» машина. Сверхзвуковой бомбардировщик М-50 конструкции ученика и соратника А. Н. Туполева — В. М. Мясищева. Он не пошел в серию из-за свертывания в порядке советских мирных инициатив конца 50-х годов программы авиационных вооружений.

А что за рубежом? Признаем, что здесь филателия гораздо богаче нашей, что, однако, вовсе не отражает качественного соотношения сил в борьбе со сверхзвуком. Сделали западные авиаконструкторы немало, но не больше наших.

На американском конверте, погашенном 20 августа 1961 года в Сан-Диего специальным штемпелем по случаю 50-летия морской авиации США, рядом с одним из старых самолетов изображена машина «рипаблик-91», не оставившая заметного следа в освоении сверхзвуковых скоростей.

В то же время по филателистической хронологии приоритет за кубинской маркой 1955 года, последней в серии, посвященной Международной филателистической выставке в Гаване. На ней — рисунок дельта видного самолета «Конвейер-Г102». С этим истребителем у американцев было много неприятностей. Первая модель 1953 года не смогла преодолеть звуковой барьер, и в течение трех последующих лет самолет создавался практически заново.

Бомбардировщик той же фирмы «Конвейер В-58» можно увидеть на авиапочтовой марке Монако 1964 года. Она завершает выпуск для обычной почты, посвященный выдающимся достижениям авиаторов всего мира в XX веке. К таким отнесен и перелет Конвейра В-58 «Хастлер» из Нью-Йорка в Париж за 3 часа 19 минут, который совершил пилот майор Пейн 26 мая 1961 года. В честь третьей годовщины этого перелета и выпущена марка Монако. Судьба В-58 также «не сложилась» — построенные 100 самолетов были сняты с вооружения и законсервированы.

Можно считать, что как авиации, так и аэрофилателистам повезло с исследовательским американским самолетом Х-15. С одной стороны, он установил несколько выдающихся рекордов сверхзвуковой скорости, «добравшись» в полетах до космоса, с другой — оставил заметный след в тематических коллекциях филателистов. Начало таким материалам положил голландский конверт, отправленный из Амстердама 17 июля 1962 года. Специальный текст, типографски отпечатанный на лицевой стороне, рассказывает о рекордном полете пилота Роберта М. Уайта, получившем название «Крылья в космосе». Через два года Суринам выпустил специальную серию почтовых марок с доплатой в пользу фонда развития авиации и освоения космического пространства, две из которых имели рисунок с изображением Х-15. Много разного, хорошего и негативного связано с такими американскими сверхзвуковыми самолетами, как F-104 «Старфайтер», F-15 «Игл», F-4 «Фантом».

Однако посмотрим на них глазами авиаконструктора, а заодно и филателиста. Необычность и совершенство форм этих машин позволяют отчетливо разглядеть… итальянские почтовые штемпеля 18.VI.78, Виллафранка и 2. VII.78, Авиано, которые применяли в связи с проведением авиационных праздников.

Интересен другой филателистический документ — он знакомит нас с «Фантомом», точнее, с его английской модификацией FGR—2. Конверт со специальным штемпелем почтовой службы британских вооруженных сил от 15.09.73 посвящен 33-й годовщине «Битвы за Англию» — на штемпеле изображен британский «Харрикейн», а на рисунке англо-американский «Фантом ». Самолет-защитник и самолет-агрессор оказались рядом на одном конверте. Сотрудничество английских авиаконструкторов с американскими привело к такой метаморфозе.

Британское самолетостроение и своими силами создало немало интересных машин, проложивших путь в мир сверхзвуковых скоростей. В их числе «Хантер», который изображен на двух индийских марках 1958 года, выпущенных в ознаменование 25-летия национальных военно-воздушных сил, и «Нэт» Т-1, застывший в стремительном взлете на марке Джерси из серии 1975 года. Он посвящен 50-летию создания Ассоциации королевских военно-воздушных сил Великобритании.

Очень не повезло канадскому истребителю CF-105 «Эрроу»: он был вынужден уступить свое место в небе американским перехватчикам — самолеты ПВО могучего соседа взялись «защищать» весь континент. Память об «Эрроу» осталась только на юбилейной канадской марке — она выпущена в 1959 году и посвящена 50-летию первого полета в Канаде самолета «Сильвер Дарт».

Было бы ошибкой в наши дни обращать внимание только на то, что западные фирмы, стремясь к заказам и прибылям, в жесткой конкуренции «грызли друг другу горло». Нет, они умеют и плодотворно сотрудничать. Примером позитивного международного сотрудничества британских самолетостроителей в мирных целях стало совместное англо-французское производство сверхзвукового пассажирского лайнера «Конкорд». Популярность этого самолета в филателии настолько велика, что в настоящее время существует международная группа клубов, специализирующихся на коллекционировании материалов, связанных с этой машиной. На многих представительных выставках можно видеть специальные аэрофилателистические экспозиции «Почта, доставленная «Конкордом». Почтовое отправление, отмечающее один из первых полетов «Конкорда» 002G-BSST — межконтинентальный перелет Европа — Дальний Восток — Австралия, отправлено из итальянского города Ровиго 02.06.72 во время проведения первой авиапочтовой выставки, о чем свидетельствуют как специальные штемпеля, так и памятная виньетка с изображением «Конкорда».

У колыбели французской сверхзвуковой авиации стояли пилоты Гуйон и Розанов, в память о которых в 1959 году почтовая служба Франции выпустила специальную марку. Большой вклад в создание сверхзвуковой авиации сделала фирма Марселя Дассо. И хотя сам конструктор остался вне поля внимания почты, спроектированные им самолеты можно увидеть не только на марках Франции, но и ее заморской территории Реюньон. Впервые изображение истребителя «Мистэр» MD 452 (MD — инициалы имени и фамилии конструктора) появилось на марке выпуска 1954 . Хорошие летно-технические характеристики этой машины обеспечили ей большой авторитет за рубежом и долгую жизнь. К примеру, изображение «Мистэр IV», а рядом — другого французского истребителя «Мираж III» можно увидеть на марках Израиля, выпущенных 13 лет спустя. А еще через 10 лет, 9 апреля 1977 года почтовые отправления из французского города Нанси можно было погасить памятным почтовым штемпелем с изображением того же «Миража».

В последние годы заметных успехов в сверхзвуковой авиации достигли итальянские авиаконструкторы. Это сразу же отразилось в эмиссионной политике почты Италии. Так, почти на всех марках серии 1973 года «Военно-воздушные силы Италии» можно увидеть изображение самолета Фиат G-91, а выпуск 1982 года «Самолеты Италии», ретроспективно пропагандирующий лучшие достижения итальянских авиаконструкторов, включает марку с изображением сверхзвуковой европейской военной машины «Торнадо», созданной с участием итальянских конструкторов.

Право, успехи советских авиаконструкторов и их самолеты заслуживают большего внимания со стороны художников. Когда этот материал готовился к печати, Центральная пресса сообщила, что скоро в очередном авиасалоне в Фарнбюро (Англия) будет участвовать советский истребитель — сверхзвуковой МИГ-29. Хотелось бы, чтобы это событие своевременно нашло отражение в филателии.

Е. Павлов, В. Притула. Спрессованное небо. «Филателия СССР». 1988. №10 (стр. 18-22)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.