Статья «Два типа клише стандартной марки № 699» («Филателия» № 3, 2009) была посвящена исследованию почтовой миниатюры СССР номиналом 30 коп. выпуска 1947 г. с изображением лётчика (печать офсетная, клише с белой дугообразной полосой в носовой части самолёта, рис. 1). Определены два типа марок с разными рисунками оправы очков лётчика и с разными способами штриховки фрагмента рисунка справа от парашютной сумки лётчика. В нынешней публикации приводится новая информация о разновидностях клише марки № 699 с увеличенным размером рисунка очков лётчика и особым способом штриховки шестого по счёту ремня парашютной сумки (тип II по классификации, применённой в вышеупомянутой статье).

Рис. 1

Марки с рисунком типа II присутствуют в одинаковых позициях листов разных изданий (разных заводов тиража) марки № 699. И вышеназванные свойства этого типа рисунка в листах марок разных изданий тоже постоянны. Однако теперь у марки № 699 обнаружен фрагмент, который в листах разных изданий при идентичности прочих графических элементов прорисован не одинаково. Он размещён справа от воротника свитера лётчика. Определены 3 варианта изображения этого фрагмента в рисунке марок № 699 из листов разных изданий (говоря иначе, это три альтернативных свойства рисунка марки №699):

Рис. 2а, 2б, 2в

  1. Справа от воротника свитера лётчика все четыре линии на рисунке корпуса двигателя (близкие к вертикали) соединены с рисунком воротника его куртки (тип IIа — рис. 2а). Это свойство имеет и клише типа I (по классификации в статье «Два типа клише стандартной марки №699»);
  2. Справа от воротника свитера лётчика третья и четвёртая линии (если нумеровать их от границы рисунка шлема справа налево) соединены с фрагментом тёмного цвета треугольной формы, размещённым над рисунком воротника куртки (тип IIб — рис. 2б) так, что длина этих линий одинакова;
  3. Справа от воротника свитера лётчика третья и четвёртая линии не соединены с границей воротника куртки так, что над воротником куртки визуально различимо белое пятно, которое можно назвать «солнечным бликом на корпусе самолёта» (тип IIв — рис. 2в). Длина второй — четвёртой линий в таком варианте рисунка приблизительно одинакова.

Итак, ранее установленные свойства типа II сочетаются в тираже лишь с одним из трёх вышеперечисленных признаков. То есть, если марка № 699 второго типа присутствует в каком-либо листе, то в этом листе все такие марки только типа IIа, или только типа IIб, или только типа IIв.

Важно, что разновидности клише, определённые в прошлогодней и в этой публикации — не «марашки» и не случайные дефекты («ущербные рисунки»), которые десятками выявлены в листах марок № 699.

Марки с вариациями рисунка IIб и IIв были изготовлены, скорее всего, в конце 1940-х — начале 1950-х гг. На рис. 3 показана вырезка из почтового отправления с Московского почтамта с датой 30 января 1951 г. В шестиблоке на этой вырезке две марки — с рисунком типа IIв. Более точно время изготовления вариантов клише IIб и IIв можно будет определить лишь после изучения почтовых отправлений с маркой № 699 периода 1947 — начала 950-х гг. Кстати, на приведённой вырезке интересен штемпель, сочетающий календарную дату и сумму доплаты «10 коп.»

А. Голованов. Типы рисунка марки № 699. «Филателия». 2010. №6 (стр. 50-51)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.