Язык сaйтa - Lаnguаgе

Подпишись на новости!

Новые поступления

Автомобильный спорт

Д. Бурштейн. Автомобильный спорт. Филателия СССР. 1974. №5. Стр. 26-28

В конце XIX века автомобиль начал завоевывать все большую популярность. Появилось немало фирм, изготовлявших разнообразные по конструкции и принципу работы автомашины. Для технических испытаний, а также в целях рекламы возникла необходимость проведения автомобильных соревнований.

Первое такое состязание было организовано в июле 1894 года по инициативе редактора французской газеты «Ле петит журнал» П. Жиффа-ра. По маршруту Париж—Руан — Париж приняли участие 102 автомобиля с разными двигателями.

Первым за 4 часа 40 минут пришел к финишу французский автомобиль «де-дион» с паровым двигателем в 20 лошадиных сил. На отрезке пути, покрытого щебнем, эта машина не могла пройти, и крестьяне с лошадьми помогли преодолеть ей это препятствие. Пятью минутами позже пришел к цели автомобиль «пежо» с бензиновым двигателем мощностью 2,5 лошадиных сил, показавший среднюю скорость 22 километра в час. Автомобиль «пежо» выпуска 1894 года показан на марке авиапочты ВНР № 318 (рис. 1).

По предложению владельца фирмы «Де-Дион» год спустя снова состоялись гонки автомобилей по маршруту Париж — Бордо — Париж протяженностью около 1200 километров. Первое место в этих гонках занял автомобиль «панар-левассор», изображенный на почтовой марке Сан-Марино (рис. 2) № 528.

Автомобильные гонки окончательно доказали преимущество бензинового двигателя по сравнению с другими.

С этого момента автомобильные гонки происходили каждый год. Постоянно росли мощности двигателей, а следовательно, и скорости автомобилей. С увеличением скоростей автомобильные гонки на рубеже XIX и XX веков стали приобретать спортивный характер. На международных соревнованиях автомобилей устанавливались рекорды скоростей.

В 1895 году был учрежден первый автомобильный национальный клуб Франции. Этот клуб, сыгравший видную роль в развитии автомобильного спорта, ввел технический регламент, по которому все автомобили, участвующие в гонках, распределялись по классам.

Национальные автомобильные клубы, внесшие большой вклад в развитие автомобилестроения, были созданы с 1900 по 1905 год в ряде стран Европы. В 1902 году возникла Аме¬риканская автомобильная ассоциация (ААА), которой в 1952 году в связи с пятидесятилетием была посвящена почтовая марка США № 557. На автогонках «Тур де Франс» в 1899 году первое место завоевал автомобиль «панар-левассор» с двигателем мощностью 15 лошадиных сил. Этот автомобиль, представленный на почтовой марке Монако № 562, показал среднюю скорость 51,3 километра в час (рис. 3).

Международные автомобильные гонки стали проводить также в Германии и в других странах. В автомобильных соревнованиях на приз, учрежденный Гербертом фон Герко-мером (40-килограммовый серебряный трофей), по результатам трех заездов победителем стал автомобиль «даймлер», показанный на почтовой марке Сан-Марино № 530 (рис. 4).

До 1900 года специальных гоночных автомобилей почти не существовало. Считалось, что всякий автомобиль—спортивная машина и всякий автомобилист — спортсмен. Автомобили, занимавшие первые места на гонках, могли эксплуатироваться в нормальных условиях и ничем не отличались от обычных промышленных образцов.

В начале XX века ряд фирм, стремясь достичь рекордных скоростей из конкурентных соображений, стали изготовлять специальные гоночные автомобили. При их проектировании основное внимание уделялось повышению скорости за счет таких показателей, как бесшумность, комфортабельность и экономичность.

С 1903 года автогонки в целях безопасности стали проводить по замкнутым кольцевым маршрутам на специальных автодромах.

По инициативе Автомобильного клуба Франции (АКФ) с 1906 года начали проводить международные автомобильные гонки на «Большой приз». Была введена отличительная окраска гоночных автомобилей:

французским автомобилям присвоили синий цвет, английским — зеленый, германским — белый, итальянским — красный, представители других стран окрашивали свои автомобили в два цвета определенной комбинации.

На почтовых марках Монако выпуска 1967 года представлены некоторые гоночные автомобили — победители гонок на «Большой приз» АКФ. В 1931 году этот приз на гонках в городе Монлери при средней скорости 125,8 километра в час завоевал французский автомобиль «бугатти», показанный на почтовой марке № 708 (рис. 5). В следующем году «Большой приз» на соревнованиях гоночных автомобилей в городе Реймсе получил итальянский автомобиль «альфа-ромео», изображенный на почтовой марке № 709. (рис. 6). Всю дистанцию этот автомобиль прошел со средней скоростью 148,56 километра в час. На почтовой марке № 715 показан английский гоночный автомобиль «купер климакс» (рис. 7) выпуска 1958 года.

Широкую известность приобрели гоночные автомобили, производимые такими специализированными фирмами, как Феррари, Мазарети, Лотус и другими. Автомобили этих фирм представлены на почтовых марках Монако № 710—721.

С 1923 года на кольцевом маршруте французского города Ле-Ман ежегодно проводятся 24-часовые автомобильные гонки. В пятидесятый раз эти труднейшие гонки «24 часа Ле-Ман» состоялись в 1973 году. Этому событию посвящена почтовая марка Франции (рис. 8).

На автомобильных гонках о течение нескольких часов или даже нескольких минут выясняются конструктивные недостатки, для обнаружения которых при обычных условиях эксплуатации автомобилей потребовались бы годы. Поэтому в гонках участвуют ведущие автомобильные фирмы разных стран.

Специальные автотрассы для проведения гонок созданы во многих странах мира. К пятидесятилетию известной гоночной автотрассы «АВУС», созданной на западной окраине Берлина, выпущен в 1971 году почтовый блок, состоящий из четырех марок, на которых показаны некоторые моменты автомобильных гонок (рис. 9).

В России автомобильный спорт возник в конце XIX века. В первых гонках, состоявшихся под Петербургом в ноябре 1898 года, приняли участие семь гонщиков. Гонки проходили на шоссе между станциями Александровская и Стрельня, в двух направлениях общей протяженностью 41,6 километра. В следующем году были проведены автогонки по маршруту Москва — Петербург. В этих гонках участвовали шесть автомобилей. В последующих годах автогонки стали здесь традиционными вплоть до первой мировой войны.

В 1907 году А. Дюре на автомобиле «лоррен-дитрих» с двигателем мощностью 60 лошадиных сил прошел расстояние от Москвы до Петербурга со средней скоростью 75,3 километра в час.

С начала выпуска первых русских легковых автомобилей на Русско-Балтийском заводе в Риге они стали использоваться для спортивных целей. Уже в соревнованиях Петербург— Киев — Москва — Петербург в 1910 году автомобиль «руссо-балт», изображенный на почтовой марке СССР выпуска 1973 года (рис. 10), получил первый приз за надежность. За весь пробег эта автомашина не получила ни одного штрафного очка. В 1911 году автомобиль «руссобалт» стал победителем пробега Петербург — Севастополь.

С развитием производства серийных автомобилей большое значение стали придавать вопросам уменьшения их веса, увеличения прочности, повышения устойчивости и быстроходности. Для проверки надежности, эксплуатационных качеств и стойкости серийных автомобилей в условиях длительного пробега большое значение приобрел новый вид соревнования автомобилей— авторалли,— причисленный к автомобильному спорту, так как требует от водителя исключительных личных качеств и сложной подготовки.

Идея проведения авторалли родилась в 1910 году в Монте-Карло, куда приезжали на собственных автомобилях туристы из разных стран.

Итальянский клуб туристов, шестидесятилетие которого отмечено в Италии почтовой маркой № 680 (рис. 11), по предложению журнала «Мотор», освещавшего проблемы автомобилизма, организовал, первый съезд автомобилей всех типов из разных городов Европы в Монте-Карло. Отсюда распространилось слово «ралли», что по-английски обозначает «съезд». Разработку маршрутов и правил соревнования поручили адвокату Габриэлю Виалону, который взял в основу опыт соревнования велосипедистов итальянского клуба туристов. После первой мировой войны авторалли Монте-Карло проводились ежегодно вплоть до 1939 года. Прерванные войной с фашистской Германией, они были возобновлены в 1949 году. Авторалли Монте-Карло посвящены несколько почтовых марок Монако (№ 441, 510, 524 и др.). На одной из миниатюр показана трасса XXVII авторалли 1958 года (рис. 12). Первое место в этом международном соревновании заняли водители Монрес и Фере на автомобиле Рено модели «Дофин». В послереволюционный период развитие автомобильного спорта началось с созданием отечественной автомобильной промышленности.

Первоначально соревнования носили характер испытательных пробегов серийных автомобилей. Такие пробеги устраивались по трассе Москва — Курск в 1925 году. Первым к финишу на советском грузовом автомобиле «АМО-Ф15», показанном на почтовой марке СССР выпуска 1973 года (рис. 13), пришел его конструктор — один из первых русских инженеров-автомобилистов — Владимир Иванович Ципулин. Высокое качество советских автомобилей, производившихся в годы первой пятилетки, было выявлено во время автопробега Москва — Каракум — Москва в 1933 году.

На базе основных моделей создавались специальные спортивные и гоночные автомобили. Первое мировое достижение советской спортивной автомашины «Звезда» конструкции инженера А. Пельтцера было зафиксировано в 1946 году, а в 1950 году состоялся первый чемпионат Советского Союза по автомобильным гонкам.

Ежегодно в СССР планируются организации таких всесоюзных соревнований, как авторалли на личное и командное первенство, кольцевые гонки, ипподромные автогонки и другие.

Советские автомобили и спортсмены-автогонщики принимают участие во многих международных соревнованиях.

Большую известность приобрели такие международные авторалли, как «Тысяча озер» в Финляндии, «Сафари» в Кении и другие.

Балканскому авторалли 1966 года посвящены две почтовые марки Народной Республики Болгарии № 1353 и 1355 (рис. 14, 15).

Маршрут Балканского авторалли проходил по территории Югославии, Румынии, Греции, Турции, Болгарии.

Автомобили Советского Союза успешно участвовали в авторалли чемпионатов Европы, проходивших в ГДР, ЧССР, Польше, а также в международных авторалли в Эфиопии, Швеции, Австрии и других странах

Огромный успех выпал на долю автомобилей «Москвич-412» (№ 4000) в международных авторалли Лондон— Сидней в 1969 году и Лондон— Мехико в 1970 году.

Из 98 автомобилей разных стран, принявших участие в авторалли Лондон— Сидней, по трассе через 11 стран трех континентов, общей протяженностью в 16 тысяч километров, к финишу пришли только 72 автомашины и среди них все 4 машины «Москвич-412», экипаж которых показал высокое мастерство и техническую гибкость, позволившие им завоевать четвертое место в командном зачете.

На автомобильном ралли Лондон—Мехико 19 апреля 1970 года приняли старт 96 легковых автомобилей. Путь этого автомобильного марафона в 26 тысяч километров проходил по территории 25 стран Европы, Южной и Центральной Америки. Преодолев сложнейшие условия пути, к финишу 28 мая на стадион «Ацтека» в Мехико в парадной колонне из 22 победителей шли три советских автомобиля «Москвич-412». Эти автомобили заняли три призовых места в своем классе и вошли в тройку лучших в командном зачете.

Успех этому автомобилю сопутствовал также в авторалли «Тур де Бельжик» по дорогам Бельгии. Заняв первое место в своем классе, «Москвич-412» завоевал призовой кубок.

Автомобильный спорт является серьезным фактором прогресса автомобильной техники в чашей стране.