Первое упоминание об Устюжне имеется в Угличских летописях XIII века, где она называется Юстюгом Железным. Позднее, в документах XIII — XVIII веков город именуется Устюжной Железнопольской.

Наименование города на Мологе Железным объяснялось не только наличием здесь центра металлообработки, но и необходимостью отличать его от уже известного в Ростово-Суздальской земле Устюга Великого.

Как считают историки, название города произошло от реки Ижины и Железного поля. Дело в том, что в этих местах выплавлялось так называемое «кричное железо», его варили из руды, добываемой со дна озёр и болот.

Схема трактов Устюженского уезда

Болотная и озёрная железная руда называется бурым железняком.

В литературе встречаются различные даты первых упоминаний о городе (1251, 1252, 1261, 1285 гг.). Это объясняется тем, что Угличская летопись упоминает лишь о том, что Устюг Железный числится в составе шести городов угличского князя Романа, правившего с 50-х годов XIII века до 1285 года. Поэтому в одних работах берётся одна из начальных дат княжения Романа, в других — дата его смерти. Большинство историков относят первое упоминание об Устюжнек 1252 году.

Тракты Устюженского уезда

Современное название Устюжна, что значит «город в устье речки Ижины», утвердилось в ходе губернской реформы. При Екатерине II Устюжна была уже уездным городом (с 1738 года) Новгородской губернии, а в 1781 году был утверждён генеральный план и высочайше пожалован городской герб, на котором: «В верхней части щита герб Новгородский. В нижней — в красном поле накладенные кучей железные крицы, которыми сего города обыватели торгуют и достают оное железо из гнездовой руды, которою окрестности сего города изобилуют».

Уездный город Устюжна располагался по обоим берегам реки Мологи, берущей начало в Бежецком уезде Тверской губернии и соединялся с соседними уездами почтовыми трактами: Ярославским — от города Весьегонска (54 версты) в город Боровичи (176 вёрст) и Вологодским — от города Череповца (124 версты) в город Тихвин (219 вёрст). Ближайшими станциями были Бабаево — 100 вёрст (Северная железная дорога) и станция Красный Холм — 101 верста (Московско-Виндавская железная дорога). С открытием навигации на реке Мологе устанавливалось пароходное сообщение с городом Рыбинском (260 вёрст).

Рекой Мологой город делился на 2 стороны: большую — главную — на правом берегу и малую — заречную — на левом. Сообщались обе стороны города посредством парома (кроме зимы). Общая площадь города составляла 3,25 кв. версты. На главной стороне были сосредоточены все присутственные места, учебные и торговые заведения, базар с гостиным двором, казармы для местной конвойной команды и почти все церкви за исключением двух, находящихся на заречной стороне. Вдоль правого берега реки Мологи был разбит бульвар. На заречной стороне города проживала беднота и судовщики.

В Устюжне насчитывалось 1351 жилое строение, из которых 33 — каменных и полукаменных. За исключением Большой Московской и Большой Новгородской, улицы были не мощёные. Тротуары и канализация практически отсутствовали. Освещался город всего 20 городскими керосиновыми фонарями и небольшим числом обывательских. Телефонное сообщение отсутствовало.

Почтовые учреждения Устюженского уезда

В 1897 году в Устюжне проживало 5111 человек. Устюженский уезд имел площадь 11317,1 кв. версты, а население его составляло 99737 человек. А.И. Куприн, побывавший в начале XX века в Устюжне, писал: «Как и соседствующий Весьегонск, Устюжна тихо подрёмывала, прижавшись к берегам спокойной Мологи».

Земская почта в Устюженском уезде была открыта достаточно поздно — лишь в 90-х годах XIX века. Всего за годы её работы было выпущено 25 марок и 18 разновидностей (по Шмидту). Рисунок всех марок представлял собой прямоугольную рамку, составленную из литер типографского набора. В центре — номинал «3 копейки» и надпись: «Марка. Устюженская земская почта». Марки гасились чернилами перечеркиванием или указанием даты приёма корреспонденции. Печатались знаки почтовой оплаты в частной типографии Череповца. Эмиссии осуществлялись с 1889 по 1897 год. Наиболее редкой является марка № 1 (известен 1 экземпляр — ?).

В 1880 году был принят Проект уездного земского собрания об организации земской сельской почты. На его осуществление управа выделила 1160 рублей. По проекту в уезде должны были быть организованы 4 почтовых отделения: в Устюжне, Ерёмине, Любонине и Сомине. Земская почта должна была еженедельно доставляться в 12 сельских волостных правлений. Но хотя земская почта и была создана, из-за нехватки средств проект в полной мере осуществить не удалось. Долгое время все расходы по земской почте лежали исключительно на уездной Управе.

Решение о плате за почтовые услуги было введено в 1889 году. Были выпущены почтовые марки достоинством 3 копейки, на изготовление которых управа выделила 12 рублей.

Жалованье почтальона составляло 144 рубля в год, а за проданные марки и доставку газет и журналов Управа получила доход всего 112 рублей.

В 1897 году было принято решение об отмене взимания платы за почтовые услуги — продажа марок не покрывала расходов по содержанию почты.

Поднятие уездной Управой вопроса перед земским собранием «о правильной организации земской почты» и разработка нового проекта деятельности почты относятся уже к 1898 году.

Вопрос возник в связи с отправкой корреспонденции в уезде лишь по мере её накопления, что «приводило к её залеживанию». В результате новый проект деятельности почты был принят. Пункты приёма и выдачи корреспонденции в основном располагались в школах и волостных правлениях. Специально нанятый земский «почтарь» еженедельно развозил почту в двух направлениях: Устюжна — Охона и Устюжна — Бабаеве, попутно доставляя корреспонденцию, а также жалованье земским учителям и врачам в сёла и деревни уезда. За доставку газет и журналов местные жители платили Управе за полгода вперед. За утерю корреспонденции или задержку её доставки почтальон нёс материальную ответственность.

В 1917 году работа земской почты завершилась. Функции по доставке почтовой корреспонденции перешли к государственной почте.

Несмотря на свое несовершенство, земская почта сыграла свою положительную роль, так как не только улучшила доставку корреспонденции в отдалённые волости уезда, но и явилась стимулом дорожного строительства.

А. Мирзоев. Земская почта Устюженского уезда. «Филателия». 2010. №9 (стр. 38-41)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.