Железнодорожная почта в России дореволюционного периода исследована достаточно хорошо. В то же время весьма интересный и сложный период применения гашений на железных дорогах после октября 1917 года почти не изучен. В журнале «Филателия» № 10, 12 за 1999 г. под таким же заголовком наши авторы рассказали о штемпелях, которыми пользовались отделения связи на вокзалах и станциях. Сегодня речь пойдет о почтовых вагонах и их штемпелях, пространный обзор которых публикуется впервые.

Система использования почтовых вагонов (ПВ) в Советской России практически не отличалась от дореволюционной. Все железнодорожные линии, по которым перевозилась корреспонденция, были разделены на участки, названные маршрутами ПВ. Они имели собственные номера: в прямом направлении — нечетные, в обратном — четные. Почтовым вагонам, курсирующим на тех или иных участках, номера маршрутов присваивались независимо от того, в какие поезда они включались. За редким исключением, например, маршрут № 189-190 «Томск — Тайга», они указывались на штемпелях ПВ. Короткие и тупиковые из них были «безномерными». При необходимости схемы каждого маршрута с указанием населенных пунктов и железнодорожных узлов, как правило, можно найти в любом крупном отделении связи.

В период гражданской войны движение поездов с почтовыми вагонами было подчинено требованиям военного времени. Этим объясняется редкость целых вещей с календарными гашениями 1918-1921 годов. Известны гашения ПВ «Петроградъ-Рига», «Петроградъ-Варшава» и «Варшава-Петроградъ» (рис.1). Позднее, уже когда образовался СССР, число маршрутов почтовых вагонов увеличилось: в 1923 г. относительно регулярно действовали 161 номерной и 90 безномерных маршрутов (1).

В вагонах, осуществлявших перевозку почты в первые годы советской власти, применялись овальные и круглые календарные штемпеля, изготовленные до октября 1917 г. Они довольно полно описаны в литературе (2, 3, 4). Тем не менее, многие из них использовались до конца 20-х годов («РОСТОВЪ*20*ХАРЬКОВЪ / ОТД.», «БАТУМЪ-96-БАКУ», «БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ – МАЙКОПЪ / ПОЧТ. ВАГ.», «КУТАИСЪ -РЮНЪ»), а такими, как «ИРКУТСКЪ-241-ЧИТА / е», «СУРГУТЪ 290 КРОТОВКА/ а», корреспонденция гасилась до середины 30-х годов (рис. 2, 3).

Встречаются отправления, погашенные «дореволюционными» штемпелями, на которых срезана буква «Ъ» (на ее месте иногда оставались следы в виде тире или приподнятой точки): «МИНСК-* 42 * МОСКВА / Г », «МИНСК-* 42 * МОСКВА /3 », «КИСЛОВОДСК-140 -МИНЕ-РАЛЬНЫЯ ВОДЫ / 6», «СОСЫКА-296-ЕЙСК_» (рис. 4, 5). Заметим, удаление «Ъ» не носило организованного характера, что подтверждается гашениями ПВ прямого и обратного маршрутов Муром-Нерехта: «МУРОМ -* 77 * НЕРЕХТА / Б » со срезанным «Ъ» применялся с июля 1924 г. по июнь 1926 г. (рис. 6), в то время как неизмененные дореволюционные «МУРОМЪ * 77 * НЕРЕХТА / В » и «НЕРЕХТА * 78 * МУРОМЪ / г » до 1928 г.

Упомянем еще одну редкую категорию штемпелей ПВ со срезанными в советский период буквой или частью текста, употребление которых в исходном виде до революции 1917 г. авторам не известно. Это штемпеля 1929-1931 гг. со срезанной буквой «Ъ» — «МИНЕРАЛЬНЫЯ ВОДЫ — 139 — КИСЛОВОДСК- /б» (рис.7) и применявшийся в 1926 г. штемпель «БАКУ-РОСТОВЪ _______/ А » с удаленными «ОТД. 66» (рис. 8). В 1928 г. на том же маршруте использовали аналогичный штемпель, но с другой литерой и с дополнительно срезанной буквой «Ъ» — «БАКУ-РОСТОВ_________/ и », хотя уже в 1925 г. применяли новый круглый штемпель «БАКУ-РОСТОВ / ОТД. П.В. 66» (рис. 9).

Овальные штемпеля, на которых был срезан номер и один из пунктов маршрута ПВ, к железнодорожной почте отношения не имели, а использовались в качестве календарных штемпелей в стационарных почтовых конторах вместо утерянных во время гражданской войны: «ВИННИЦА-…», «СЛАВЯНСКАЯ -…», «…- МАЙКОПЪ » (рис. 10).

Первые «советские» штемпеля по новой орфографии введены в действие в 1921-1923 гг. Одним из наиболее ранних, на наш взгляд, является овальный штемпель «КЕМЬ 35 ПЕТРОЗАВОДСК / ж», датированный декабрем 1921 г. Через два года появились штемпеля «КИЕВ-МОСКВА/ ПОЧТ.ВАГ. № 18 / е», «ПЕТРОГРАД 35 МУРМАНСК», «МУРМАНСК 36 ПЕТРОГРАД» (рис. 11). Оттиски нового круглого штемпеля «ОРЕХОВО-ЗУЕВО-125-ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ / П.В./ a», a также обратного маршрута с литерой «б», часто встречающиеся на марках, изданных до 1926 г., принадлежат «штемпелю одолжения» (рис. 12).

После воссоединения ДВР с РСФСР для ряда дальневосточных маршрутов были изготовлены новые штемпеля круглой формы «ВЛАДИВОСТОК 266 БОЧКАРЕВО», «ВЛАДИВОСТОК 266 ХАБАРОВСК», «ВЛАДИВОСТОК 261 ПОГРАНИЧ-НАЯ» (рис. 13).

В 1924-1927 гг. в связи с переименованием некоторых городов появляются овальные штемпеля «МУРМАНСК 36 ЛЕНИНГРАД» (рис. 14), «ЛЕНИНГРАД 279 АРХАНГЕЛЬСК», «КРАСНОЯРСК 188 НОВОСИБИРСК».

К первой половине 20-х годов относятся штемпеля ПВ, на которых указаны лишь номера маршрутов: Царицын — Орел — «ПОЧТ.108-107 ВАГОН», Челябинск — Самара — «ПОЧТ.124-123 ВАГ.», Казань — Москва — «ПОЧТ. ВАГ. № 136», Чернигов — Нежин — «ПОЧТОВЫЙ-ВАГОН № 141-142», Царицын — Ростов — «ПОЧТ.238-237 ВАГОН.», Аткарск — Баланда — «ПОЧТ.ВАГОН 239-240» (рис. 15, 16). На маршруте Челябинск-Пермь (1925 г.) применялся необычный тип штемпеля «ПОЧТ.ВАГОН №170 / П.Ж.Д.», на котором с помощью аббревиатуры в нижней части обозначено название дороги: Пермская железная дорога.

В период 1925-1935 годов для отделений ПВ вводятся вновь изготовленные штемпеля различных типов: круглые с указанием начального и конечного пунктов маршрута — «БАКУ-РОСТОВ / ОТД. П.В.66 », «ВОЛОГДА-МОСКВА /отд. П.В.34», «МОЖАЙСК-МОСКВА / ОТД. П.В.42» (рис. 17), круглые без названий пунктов — «ОТД. П.В.34 / БИС / А», «ОТД. ПОЧТ. ВАГ./ 209» (рис. 18), а также овальные штемпеля с указанием конечных пунктов и без «ОТД. ПОЧТ. ВАГ.№ 17 МОСКВА-КИЕВ», «ОТД. П.В.№ 13 БИС МОСКВА-РОСТОВ» и «ОТД. ПОЧТ. ВАГ. № 215» (рис. 19, 20). На маршрутах № 1-2 применялись штемпеля отделений ПВ, на которых номер маршрута отсутствовал: «МОСКВА-ЛЕНИНГРАД/ ОТД» и «ЛЕНИНГРАД-МОСКВА/ ОТД» (рис.21).

К достаточно редким относятся гашения ПВ коротких ненумерованных маршрутов. Первые советские овальные штемпеля такого типа появились с середины 20-х годов на киевских и ленинградских линиях: «МИРОНОВКА-КИЕВ», «ТОРГО-ВИЦА-КИЕВ» (рис. 22), «СЕСТРОРЕЦК КУРОРТ-ЛЕНИНГРАД», «БЕЛООСТРОВ-ЛЕНИНГРАД», «ЛЕНИНГРАД- БЕЛООСТРОВ», «БОРИСОВА ГРИВА- ЛЕНИНГРАД» (рис. 23-25). Интересен штемпель «МУРОМ-НОВКИ П.В. Б/Н» (рис. 26), на котором отсутствие номера маршрута акцентировано аббревиатурой «5/Н», означающей «без номера». Со второй половины 20-х годов вводятся круглые штемпеля безномерных ПВ: «АХТА-РИ-ТИМАШЕВКА/ ПОЧТ.ВАГ.», «ВЛАДИ КАВКАЗ-БЕСЛАН/ ПОЧТОВЫЙ ВАГОН», «П.-В. СОЧИ-ТУАПСЕ», «СИМФЕРОПОЛЬ-ЕВПАТОРИЯ П.В.», «ДУРОВО-НИКИТИНКА», «ЛЕНИНГРАД-БЕЛООСТРОВ-СЕСТРОРЕЦК» (рис. 27, 28).

Отсутствие номера на некоторых штемпелях ПВ не всегда указывает на официально утвержденный ненумерованный маршрут. Иногда при удлинении маршрута ему присваивали прежний номер. Так на новом маршруте № 33-34 Москва-Архангельск курсировал ПВ «ВОЛОГДА-МОСКВА» (рис. 29), который раньше имел № 34. Без номеров штемпеля некоторых ПВ прямого сообщения, «поглотивших» несколько более коротких, но по-прежнему действующих маршрутов, например «ИРКУТСК-ВЛАДИВОСТОК / ПОЧТ. ВАГОН» и «ВЛАДИВОСТОК-ИРКУТСК / ПОЧТ.ВАГОН».

Во время строительства железной дороги Новокузнецк-Таштагол (1931-1940 гг.) ходил ПВ Новокузнецк — Темиртау (ныне — ст. Ахпун), на штемпеле которого номер маршрута остался не выгравированным, поскольку этому участку дороги еще не был присвоен номер (рис. 30).

Во второй половине 20-х годов для маршрутов, не выходящих за пределы союзной или автономной республики, изготавливали круглые, реже овальные штемпеля с надписями на двух языках — русском и местном. Так, в 1928-1930 гг. встречаются круглые штемпеля «ТАШКЕНТ 70 САМАРА» и «П.В. КИТАБ — КАРШИ» со вторым текстом, выполненным арабской письменностью (рис. 31). В Закавказье характерным примером могут служить овальные штемпеля с текстом на грузинском и русском языках : «САЧХЕРИ 102 ШОРАПАН», «БОРЖОМ 106 ХАШУРИ», «АХАЛСЕНАКИ-ЗУГДИДИ», «БАКУРИАНИ-БОРЖОМ» (рис. 32, 33) и круглой формы «П.В. РИОН-КУТАИС» (рис. 34). В начале 20-х гг. применялись также штемпеля только на грузинском языке «Тбилиси 1 Батуми», «Боржоми 106 Хашури» (рис. 35), вероятнее всего, изготовленные в Грузии до вхождения в СССР. В республиках Прибалтики, в частности, в Латвийской ССР, с августа 1940 г. по июнь 1941 г. для местных маршрутов ПВ также использовали «старые» штемпеля с текстом на латышском языке.

Традиционно и широко использовались двуязычные штемпеля на территории Украинской ССР: «ПОЛТАВА-ЗВЕРЕВО/ ПОЛТАВА-ЗВiР0В0 / п / в /32», «П/В.79 МАРИУПОЛЬ-ХАРЬКОВ / П/В.79 MAPiУПiЛЬ-XAPKiB», «ХАРЬКОВ 203 ХЕРСОН / XAPЬKiB 203 ХЕРСОН», «ЖАШКОВ 294 ПОГРЕБИЩЕ / ЖАШКiВ 294 ПОГРЕБИЩЕ» (рис. 36, 37). Встречаются гашения только на украинском языке — «147 ХМЕРИНКА / МОГИЛiВ 148 / П-В» (рис. 38), «ПОШТ. ВАГ.176 ГИРОПВКА — ВОРОЖБА» и упрощенного типа для обратного маршрута — «ПОШТ. 177 ВАГ.» (рис. 39).

В начале 30-х годов в Средней Азии и Казахстане после замены арабской письменности латинской на двуязычных штемпелях стали применять латинский шрифт с добавлением нескольких букв, характерных для национальной письменности: «ТАШКЕНТ 206 КРАСНОВОДСК / TASKENT KRASNOVODSK», «ТАШКЕНТ 207 ДЖАЛАЛ АБАД / TASKENT 207 DJALALABAD», «СКОБЕЛЕВО-ГОРЧАКОВО / P.V. ISKOBULYO GORSAKOVO», «QARAGANDA -P.PAVLOB.-234-КАРАГАНДА-П.ПАВЛОВСК КАЗ» (рис. 40-42). В то же время корреспонденция гасилась штемпелями только с русским текстом — «КРАСНОВОДСК-ТАШКЕНТ / П.В. № 205». В Карельской АССР в 1935 г. применялся редко встречающийся штемпель — «СОРОКА Л-ЗАВ. 37-38 / SOROKA TEHDAS 37-38» (рис. 43). Вероятно, этот временный маршрут от ст. Сорока (ныне Беломорск) был введен во время строительства Беломоро-Балтийского канала.

Трудно объяснить причину изготовления двуязычных штемпелей для маршрутов, выходящих за пределы одной республики, — таких, как Тифлис-Баку, Батум-Баку, Тифлис-Джульфа (Грузия и Азербайджан), Минск-Кременчуг (Белоруссия — Украина). Так, на штемпеле «П.В.112 ДЖУЛЬФА-ТИФЛИС / P.V. 112 GYLFA-TIFLIS» 1925-1928 гг. вторая надпись сделана на азербайджанском языке (рис. 44). На этом же маршруте в 1930-1936 гг. использовались штемпеля со вторым текстом на грузинском языке (рис. 45), хотя уже в конце 20-х — начале 30-х годов вовсю применялись русскоязычные штемпеля: «П.В ТИФЛИС 111 ДЖУЛЬФА» и «П.В ДЖУЛЬФА 112 ТИФЛИС». Известны двуязычные штемпеля на маршрутах Батум-Баку и Тифлис-Баку (рис. 46, 47). На гашениях ПВ «МИНСК МЕНСК 103 КРЕМЕНЧУГ КРА-МЯНЧУГ» (Белоруссия-Украина), применявшихся с разными литерами во второй половине 20-х гг., названия даны на русском и белорусском языках (рис. 48). С другой стороны, на штемпеле 1938 г. «ТАШКЕНТ 70 ОРЕНБУРГ П11/TASKENT70 ORENBUR» (рис. 49) наряду с русским написанием использована письменность этого периода тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана, что для маршрута Узбекская ССР — РСФСР допустимо.

В связи со значительными изменениями, внесенными в старую схему движения поездов, в конце 20-х — начале 30-х годов на некоторых штемпелях к номеру маршрута почтовых вагонов стали добавлять номер поезда, в состав которого включен данный вагон. Они преимущественно круглой формы: «БОГОРОДСК 12 МОСКВА / ПОЕЗД 127», «ХЕРСОН -100-ЗНАМЕНКА ПОЕЗД 4 Н», «ОМСК -116- СВЕРДЛОВСК / ПОЕЗД 3», «ЧЕЛЯБИНСК -170-ПЕРМЬ / ПОЕЗД 3», «СМОЛЕНСК 235 КОЗЛОВ / ПОЕЗД № 4», «БОЧКАРЕВО-240-ЧИТА / ПОЕЗД № 3», «МОСКВА 259 САМАРА / ПОЕЗД 6п» (рис. 50-52). Изготавливались также штемпеля без указания названий конечных станций маршрута – «ПОЧТОВ. 15 ВАГОН / ПОЕЗД 5», без указания номера ПВ, но с номером поезда — «СОЧИ — МОСКВА / ПОЕЗД 22/21» (рис. 53). Всего в начале 30-х годов на территории СССР действовало около 155 номерных маршрутов почтовых вагонов.

В середине 30-х годов штемпеля почтовых вагонов в основном были сходны с круглыми штемпелями конца 20-х г., отличаясь лишь разнообразием типов. Почти исчезли гашения упрощенного типа с номерами почтовых вагонов без названий пунктов отправки и назначения. На некоторых штемпелях появилось указание на их территориально-административную принадлежность: «МОСКВА 2 ЛИХОСЛАВЛЬ / МОС. ОБЛ./ ПОЕЗД 202», «ПОЧТ. ВАГОН № 221-222 УКР.» (рис. 54, 55). На многих оттисках кроме пунктов отправления и назначения, указаны прямые и обратные номера маршрутов ПВ: «КИСЛОВОДСК-ПРИКУМСК / П.В. 139-140», «МОСКВА 245-246 ДМИТРОВ», «СВЕРДЛОВСК 307-309 ТАВДА / ПОЧТ.ВАГ.» (рис. 56-58). Для ПВ или их отделений в составе скорых и дополнительных поездов применялись штемпеля типа «МАНЧЖУРИЯ — МОСКВА / ЭКСПРЕСС», «ВЛАДИВОСТОК МОСКВА / ЭКСПРЕСС», «П.В. 44 САРАТОВ-МОСКВА СКОР.», «ОТД.П.В.16 БИС БАКИНСКИЙ» (рис. 59-62). К концу 30-х годов овальные календарные штемпеля ПВ встречаются очень редко. В то же время применение одного из них («АРХАНГЕЛЬСК 322 ВОЛОГДА / 2») зафиксировано даже в мае 1941 г.

С апреля 1938 г. вводятся унифицированные штемпеля диаметром 25 и 29-30 мм со звездой и «СССР» в верхней части круга. В первые годы в тексте указывались в различной последовательности кроме пунктов маршрута номер ПВ, а иногда и поезда, например, «ИРКУТСК П.В.168 ЧЕЛЯБИНСК», «ТАШКЕНТ-КРАСНОВОДСК П/ В 206/205», «АХТАРИ-КРАСНОДАР П.В. 364», «П/В 13 МОСКВА-ВОРОНЕЖ П.34», «ИРКУТСК — ВЛАДИВ. 265 П. 98», «МОСКВА-АРХАНГЕЛЬСК / ПОЧТ.ВАГ.321 П 72» (рис. 63-65), только номер поезда — «ЛЕНИНГРАД — НОВОСИБИРСК П. 94», «АСТРАХАНЬ / ПОЕЗД № 50 / МОСКВА» (рис. 66, 67). Встречаются оттиски ПВ с указанием вокзала прибытия (отправления) — «П/В 192 ВЫРИЦА — ЛЕНИНГРАД ВИТЕБ.ВКЗ.» (рис. 68) и без номеpa ПВ — «ПЕТРОЗАВОДСК — ЛЕНИНГРАД ПОЧТ. ВАГ.» (рис. 69). Авторам также известен пока единственный штемпель с номерами маршрутов без названий пунктов следования (рис. 70). В 50-е годы номера ПВ и поездов стали указывать все реже и к 60-м годам на штемпелях остались только названия начального и конечного пунктов маршрута и аббревиатура «ПВ», иногда разделенная косой чертой или точками: «П/В. ВОРКУТА-МОСКВА», «ПВ ЛЕСОСИБИРСК-КРАСНОЯРСК», «ПВ НОРИЛЬСК-ДУДИНКА», «ПВ.КОКЧЕТАВ — КЗЫЛ-ТУ », «ТАЛЛИН-МОСКВА П.В.», «П/В МАРЫ — КУШКА ТУРК.ССР» (рис. 71-73). Определить из текста этих оттисков номерные и ненумерованные маршруты стало без дополнительной информации невозможно. Исключение составляют разве что штемпеля с отметками «Б/Н», т.е. без номера, например «П.В. Б/Н ТАРТУ-ВАЛГА» (рис. 74).

К 1960 г. число номерных и безномерных маршрутов ПВ увеличилось, календарные почтовые штемпеля ставились на корреспонденцию лишь в немногих вагонах. Связано это с введением специальных почтово-багажных поездов, в состав которых включались вагоны различных маршрутов. «Рабочим», выполняющим функции передвижного отделения связи, был лишь один вагон. Получить оттиск пассажирского поезда, имеющего наибольшее число остановок, даже если опустить открытку в почтовый ящик такого вагона, почти безнадежное дело. Чаще всего вынутая корреспонденция передается без обработки в прижелезнодорожные почтамты (ПЖДП) и отделения перевозки почт (ОПП) по пути следования состава. Весь набор календарных штемпелей ПВ можно обнаружить на путевых листах, накладных, по которым почта из вагона сдается в ПЖДП и ОПП, и даже на соответствующих адресных ярлыках для почтпакетов и мешков с корреспонденцией, но эти служебные документы для филателистов почти недоступны. Впрочем, они и не являются «почтовой корреспонденцией». В соответствии с п. 681 «Почтовых правил» разъездные работники ПВ должны принимать заказные письма (только через входную дверь вагона, а не в самом вагоне!), однако такая корреспонденция, как и письма с доплатными штемпелями ПВ, встречаются крайне редко.

Теперь, что касается цвета оттисков штемпелей ПВ. С 1960 г. в соответствии с п. 116 «Почтовых правил» в вагонах вместо черной следовало применять красную мастику. Однако на корреспонденции 1960-1970-х годов часто встречаются черные, а иногда лиловые или фиолетовые оттиски.

Среди штемпелей последних десятилетий интересны календарные штемпеля ПВ, подчиненных Министерству связи СССР, на международных маршрутах: «В АМВ HELSINKI — MOSKVA», «P V JRKUTSK — ULANBATOR» (рис. 75, 76) и др. Встречаются такие гашения и с русским текстом: «П В САЙН-ШАНДА — ИРКУТСК» и «П В ИРКУТСК — САЙН-ШАНДА», что достаточно любопытно в отношении маршрута, половина которого проходит по территории Монголии (рис. 77). Это можно объяснить лишь тем, что с 1941 г. в письменности МНР используется русская графика.

После распада СССР маршруты ПВ между городами России и стран СНГ также стали международными, но их штемпеля пока нам не попадались. Что касается Российской Федерации, то пионером в изготовлении нового календарного штемпеля ПВ, видимо, стал Екатеринбург, на корреспонденции из которого в начале 1994 г. появились большие красные гашения диаметром 34,5 мм (оттиск клише электроштемпелевального аппарата АЭШ) с текстом «ЕКАТЕРИНБУРГ / ПВ ЕКАТЕРИНБУРГ — ПРИОБЬЕ» и «ЕКАТЕРИНБУРГ / ПВ ЕКАТЕРИНБУРГ — ОРЕНБУРГ» (рис. 78).

Авторы будут весьма признательны коллегам за информацию о необычных и редких штемпелях ПВ советского периода.

А. Винокуров, В. Левандовский. Железнодорожная почта в России после 1918 года (Почтовые вагоны). «Филателия». 2001. №10 (стр. 35-37), №11 (стр. 34-36)


Литература.

  1. Бюллетень Н.К.П. и Т., 1923, №33.
  2. Лучник Н. Железнодорожная почта России. Сб. Советский коллекционер, 1974, № 11, с. 37-67.
  3. Kiryshkin A., Robinson P. Russian railway postmarks. 1994, с. 179.
  4. Robinson P. «Russian railway postmarks» — Addenda and corrigenda. 1996, с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.