Советский Союз и Соединенные Штаты Америки внесли решающий вклад в дело освоения космического пространства. Советские и американские ученые, специалисты, космонавты и астронавты приложили много сил и умения для отработки космических кораблей по национальным программам. После подписания в мае 1972 года на высшем уровне в Москве соглашения о сотрудничестве между СССР и США в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях эта проблема стала общей задачей не только ученых различных специальностей СССР и США, но и других стран. Так, с советских космодромов стартовали спутники серии «Интеркосмос», французские и индийский спутники, а с американских космодромов искусственные спутники Англии, Канады и Других стран.

Конверт с портретами командиров первых экипажей — Леонова Алексея Архиповича и Томаса П. Стаффорда. Справа автографы. На другом конверте — руководители подготовки и проведения программы «ЭПАС» директор Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне доктор Кристофер К. Крафт, технический директор проекта с советской стороны доктор технических наук К. Д. Бушуев, руководитель советской делегации академик Б.Н. Петров и технический директор с американской сторон» доктор Глинн С. Ланни. Справа автографы К. Д. Бушуева и Ланни.

Основным проектом по сотрудничеству между СССР и США в космическом пространстве является программа «ЭПАС» — совместный полет кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году.

Первая встреча советских и американских специалистов по технике сближения и стыковки, на которой велись предварительные переговоры представителей Академии наук СССР и НАСА США, состоялась в Москве 26—28 октября 1970 года. Советскую делегацию в составе пяти человек на этой встрече возглавляли академик Петров Борис Николаевич и космонавт СССР, Герой Советского Союза доктор технических наук, профессор Феоктистов Константин Петрович. Руководителем американской делегации, также состоящей из пяти человек, был доктор Роберт Р. Гилрут, бывший в то время директором Центра пилотируемых полетов в Хьюстоне. На этой встрече было решено организовать три смешанные группы специалистов, которые должны были заняться разработкой основных принципов стыковки.

В дальнейшем появилась необходимость организовать еще две группы. В настоящее время имеется шесть смешанных рабочих групп по подготовке и обеспечению проведения совместного экспериментального полета «Союза» и «Аполлона» по программе «ЭПАС».

Были утверждены и экипажи кораблей для подготовки к полетам. Первый советский экипаж состоит из командира корабля, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, полковника Леонова Алексея Архиповича, первого в мире человека, вышедшего 18 марта 1965 года в открытый космос, и бортинженера, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Кубасова Валерия Николаевича, первым в мире проведшего эксперимент по сварке металлов в состоянии невесомости на космическом корабле «Союз-6» в октябре 1969 года.

Во второй советский экипаж включены: командир корабля летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, полковник Филипченко Анатолий Васильевич, который совершил свой первый полет на космическом корабле «Союз-7» в октябре 1969 года, а второй на космическом корабле «Союз-16» (являющегося копией аппарата, которому предстоит совершить совместный полет и стыковку с американским кораблем «Аполлон»), и бортинженер летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук Рукавишников Николай Николаевич, совершивший свой первый полет на космическом корабле «Союз-10» в апреле 1971 года, а второй полет вместе с А. В, Филиппенко на космическом корабле «Союз-16» в декабре 1974 года.

Третий советский экипаж состоит из командира корабля В. Джанибекова, бортинженера Б. Андреева, которые впервые собираются в космос.

В четвертый советский экипаж утвержден командир корабля Ю. Романенко и бортинженер А. Иванченков, также впервые собирающиеся совершить полет в космос.

Командиром первого американского экипажа назначен астронавт, бригадный генерал Томас П. Стаффорд. Он не новичок в космосе, за спиной этого человека уже три космических полета, в том числе на «Аполлоне-10». Вторым членом первого американского экипажа является Вэнс Д. Бранд. Он впервые собирается в космос, до этого тринадцать лет работал летчиком-испытателем. Третий член этого экипажа Дональд К. Слейтон, он также впервые собирается в космос, до этого Слейтон служил в авиации США.

Второй американский экипаж состоит из командира корабля Алана Л. Вина, который летал на «Скайлэбе», и членов Джека Р. Лусма (также летал на «Скайлэбе») и Рональда Е. Эванса — участника полета на «Аполлоне-1 7».

В порядке подготовки к осуществлению программы «ЭПАС» состоялись 40 встреч специалистов СССР и США на разных уровнях, из них шесть встреч советских космонавтов с их американскими коллегами-астронавтами.

Предпоследняя встреча экипажей на американской земле в феврале продолжалась свыше двух недель, во время которой отрабатывались: переход из одного корабля в другой, порядок действия при аварийной ситуации, проведение совместных экспериментов в космосе, в том числе работа с уникальной плавильной печью, съемки и передачи на Землю телевизионных репортажей и другие детали предстоящего полета. Предполетная пятая встреча экипажей и их совместная тренировка состоялась в мае в СССР в подмосковном Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Подготовка к совместному полету идет строго по расписанию. Космический корабль «Союз» стартует с советского космодрома Байконур в 15 часов 20 минут по московскому времени 15 июля. Через 7 часов 30 минут после старта корабля «Союз» из Центра космических полетов имени Джона Ф. Кеннеди во Флориде берет старт космический корабль «Аполлон».

Как в Советском Союзе, так и в США к предстоящему полету выпущены филателистические и другие коллекционные материалы. Некоторые из них приведены на страницах этого номера журнала.

Г. Назаров. По программе «ЭПАС». «Филателия СССР». 1975. №6 (стр. 5-6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.