История почты в русском Туркестане всегда была пасынком филателии. Филателистическая литературе об этой области Азии очень бедна и филателисты не интересуются этой часть мира и совсем ее не изучают. Мы поставили своей задачей осветить этот вопрос для пополнения филателистической литературы о этой части Русской Империи. Русские войска под начальством генерала Черняева 25 июня заняли Ташкент. Вскоре после этого события и остальные земли ханов были покорены генералом Кауфманом, который и был назначен первым генерал-губернатором этой части Центральной Азии.

Туркестан, как страна исключительно земледельческая, не имел тогда больших связей с заграницей и поэтому очень трудно здесь найти письма или штемпеля этой области. Большая часть корреспонденции шла в Индию и Персию и очень мало в западную Европу. В начале было только несколько дорог, соединявших Туркестан с остальной Россией. Один путь вел из Оренбурга, через Казалу /устье Сыр-Дарьи/ затеи по этой реке, через Перовский, Туркестан и Чимкент до Ташкента и второй – от Красноводска /Каспийское море/ через Ашкабад , Мерв, Чарджуй и Самарканд. Была еще одна дорога – от Семипалатинска через Верный, Аули-Ата и Чимкент, но этим путем очень редко пользовались. С Китаем же соединяла так называемая Шелковая дорога.

До проведения железных дорог, единственным транспортным средством были верблюды, т.к. две большие реки Сырь-Дарья и Аму-Дарья очень мелководные и по ним могли ходить небольшие пароходы и местные «кайюки» очень похожие на египетские фелуги. Вместе с тем путешествие по этой области было не безопасно, ибо племена, населявши эту область, все время между собой враждовали.

Хотя вся эта область была покорена Россией, но два ханства – Бухарское и Хивинское получили некоторую автономию, что было закреплено двумя договорами: Хивинским 24 августа 1873 г. и Бухарским 28 сентября 1873 г. По договору с Хивой устанавливались границы ханства и Россия получила право в ханстве строить речные порты, фабрики и склады, а также русские коммерсанты имели право вести торговлю во всем ханстве. Этим же договором отменялось рабство в Хиве. Договор с Бухарой был такой же и Россия получила право судоходства по Аму-Дарье. Таким образом, эти два ханства могут нас интересовать с филателистической точки зрения, что и описано П.Траком в Б.О.Р. Ф. в №12, стран. 373-374.

В 1876 году к России было присоединено Кокандское ханство под именем Ферганской области. В 1881 году генерал Скобелев покорил туркменов в Тэке, а в 1884 году туркменов в Мерве. В 1895 году большая часть Памира была занята русскими и после этого Россия была отделена от Британской Индии только узкой территорией Афганистана.

Профессор Шайлер в его истории этой части света пишет, что туземные правительства были против организации почтовых сношений в их землях. Письма посылались специальными гонцами туземцами, которые эти письма теряли или уничтожали. Эта почта никаких доходов не давала и правительство только доплачивало. Так в 1868 году приход от почты составлял 9.800 руб., а в 1878 г. был 65.300 р., расход же за это время выразился в 698.000 руб.

Аральская флотилия была организована в 1847 году. В Оренбурге были построены пароходы «Николай» и «Михаил», а потом «Константин». В 1850 -году были заказаны в Швеции парохода «Перовский» и «Обручев», а в 1860 году в Англии «Арал», «Самарканд» и «Ташкент».

Эти пароходы ходили по Аральскому морю и по реке Сырь-Дарье, с пассажирами, грузами и наверно с почтой.

Так как русское правительство обыкновенно давало пароходным компаниям специальные штемпеля, то мы предполагаем, что тоже было и с Аральским пароходством. Мы знаем, что почта перевозилась по большому озеру Исык Куль на восток от Аральского моря, на границе Китайского Синкианга и Туркестана. На нем пароходное и почтовое сообщение поддерживалось между городом Кутемалди на западной стороне озера и портом Преображенским на восточном стороне с заходом в прибрежные селения.

Железнодорожная связь началась с постройкой железкой дороги от Красноводска до Ташкента, постройка которой была начата генералом Анненковым в 1880 году, названная Средне Азиатская или Транскаспийская жолезная дорога. Ежедневно по ней ходили две пары поездов до Ташкента, покрывая 1748 верст в 58 часов. Эта дорога достигла в 1836 г. Мерва, в 1888 г. Самарканда и в 1898 г. Ташкента и Андижана.

Маршрут этой дороги бал следующий: Красноводск – Кара Тенгирь – Беле – Джебел – Балла Ишем – Перевал – Казанджик – Кизил Арват – Бами – Артчман – Бахаржан – Геок Тепе – Бежмейн – Асхабад – Анау – Артик – Каахка – Душак – Теджен – Мерв /отсюда ветка идет до Кушки на Афганской границе/ – Байрам Али – Утч Аджи – Репетек – Бархани – Чарджуй – Фараб – Каракуль – Каган или Новая Бухара /железнодорожная станция для города Бухара, который находился с 8 перстах от этой станции/ – Кизил Тепе – Керминей – Катти Курган – Самарканд – Ростовцево – Джизак – Черняево – Сыр Дарьинская – Ташкент.

От Черняева ветка идет до Андижана через Ходжент – Коканд и Горчаково. От Андижана простая дорога идет в юго-восточном направлении до Ош – начало путешествия на Памир и в Китайский Туркестан. От Ош простая дорога длинною в 280 верст идет на юго-восток до Кашгара через Гульчу – Суфи – Курган – Тайдуйк /проход/ – Иркештан.

Железная дорога от Оренбурга, до Ташкента била открыта в 1905 году и экспрессы до Москва и Петербурга начали ходить от Ташкента.

Маршрут: Оренбург – Илецк – Ак Булак – Актюбинск – Емба – Бep Чогур – Челкар – Сахаульская – Аральское Море – Казалинск – Дхусали – Кара Узяк – Перовск – Чили – Туркестан – Тимур – Аруис – Кабул Сай – Ташкент.

Эти маршруты очень важны для изучения штемпелей железных дорог в Туркестане.

Русские почтовые конторы в Бухарском Ханстве. /На 1914 год/.

Бухара, Гузарь, Зиадинъ, Катанъ, Куракуль, Карши, Катта-Курганъ, Келифъ, Керки, Кермине, Кизилъ-Тепе, Кую-Мазаръ, Маликъ, Мурганъ, Новая Бухара, Сарай, Термезъ, Чарджуй, Шахризябзъ, Ширабадъ, Якатутъ, Фарабъ.

Русские почтовые конторы в Хивинском Ханстве:
Дарганъ-Ата, Новый Ургенчъ, Хива.

Русские почтовые конторы в Ферганской области:
Андижанъ, Ассаке, Борисовский, Ванновская, Веревкино, Владыкинъ, Горский, Горчаково, Гульча, Иркештамъ, Иессенъ, Каннибадамъ, Ковалевский, Кокандъ, Кокандъ-Подъездной, Масальский, Мельниково, Нагланганъ, Ошъ, Папъ, Покровское, Посьетовка, Скобелево, Скобелевъ, Собирджанъ, Старый Маргеланъ, Серово, Тюра-Курганъ, Узгень, Ургенчъ, Федченко, Чустъ, Шариханъ.

Русские почтовые конторы в Сырь-Дарьинской области:
Голодная Степь, Джизакъ, Драгомирово, Завадский, Кривошеино, Куропаткино, Милютинская, Нагорная, Обручево, Придоновъ, Джума, Ломакино, Разъездъ 117, Разъездъ 118, Разъездъ 120, Разъездъ 121, Ростовцево, Самарканд, Самарканд Вокзалъ, Сулюктинская, Сырь-Дарьинская, Ура-Тюбе, Черняево I, Черняево II, Черняево III, Шабский.

Как видно из этих списков названия станций в Ферганской и Сырь-Дарьинской областях носят в большинстве случаев русские названия, а в Ханствах Бухарском и Xименском местные названия – туранские, что нужно объяснить малонаселенностью этих областей и поэтому названия станций в голой степи приходилось давать, за отсутствием поселков туземцев, о фамилиям русских людей, отличившихся при завоевания этого края.

Список контор Бухары и Хивы был взят, с разрешения Б.О.Р.Ф. и автора статьи д-ра Зайхтера в журнале этого Общества №17.

Как мы уже писали штемпеля и конверты из этих мест очень редки и особенно из Хивинского ханства. Из трех хивинских контор нами найден штемпель только НОВЫЙ УРГЕНЧЪ. Будем очень рады узнать, если наши читатели обладают штемпелями контор: ХИВЫ и ДАРГАН АТЫ.

Иллюстрируем некоторые штемпеля этого района:

1. МАРГЕЛАНЪ, ФЕРГ. ОБ.
2. Н0в. Маргеланъ, ФЕРГ. 0Б.
3. АНДИЖАНЪ ВОКЗАЛЪ.
4. АНДИЖАНЪ 208 ЧЕРНЯЕВО.

Типы штемпелей:

До 1897 года употреблялся тип одного круга, после же этого года были введены типы с двойным кругом. Первый тип очень редок.

Железнодорожные штемпеля:
Штемпеля овального типа с № железных дорог:

208. АНДЖАНЪ – ЧЕРНЯЕЗО.
203. КРАСНОВОДСКЪ – ЧАРДЖУЙ.
228. КУШКА – МЕРВЪ.
69. САМАРА – ТАШКЕНТЪ.
206. ТАШКЕНТ – ЧАРДЖУЙ.
207. ЧЕНЯЕБО-АНДИЖАНЪ.
204. Чарджуй – КРАСНОВОДСКЪ.
227. МЕРВЪ – КУШКА.
70. ТАШКЕНТЪ – САМАРА.
205. ЧАРДЖУЙ – ТАШКЕНТЪ.

Овальные железнодорожные штемпеля без номера:

БУХАРА – КАГАНЪ.
КАГАНЪ – БУХАРА.

Штемпеля Бухарского и Хивинского ханств теже стандартные штемпеля, которые были в употреблении в то время во всей России, за следующими исключениями:

1/. Штемпеля БУХАРА ГОРОДЪ и ЧАРДЖУЙ ВОКЗАЛЪ до 1910 г. имели надпись «ЗАКАСП.ОБ.». Это ошибка, ибо эти конторы находились вне этой области.

2/. Около 1910 года несколько городских штемпелей имели только, название города.

З/. В течение 1910 года все штемпеля- были заменены новыми штемпелями, на которых, кроме пункта, где находилось почтовое отделение, имелись следующие надписи: «БУХ. ВЛАД.» или «БУХАР. ВЛАД.» или же «БУХАР.ВЛ.».

Время открытки почтовых отделений в Хивинском ханстве еще нами не установлено, но мы предполагаем, что они были открыты в 1890 годах. Если у наших читателей имеются об этом сведения, то мы просим их нам об этом сообщить.

В.С.Е. Стивен. Русский Туркестан. «Россика». 1956. №49-50 (стр. 33-35)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.