На стыке столетий не было недостатка в предсказаниях: в XX веке все парусники пойдут на слом. На смену романтическим клиперам пришли тысячи трудяг-пароходов. Естественно, прогресс в судостроении не всем пришелся по сердцу. Некоторые судовладельцы, как впрочем, и моряки, упрямо не желали признавать «дымящие, гремящие и покрытые сажей посудины». Они продолжали делать ставку на паруса, пытаясь продлить их жизнь с помощью тех новшеств, которые несло с собой время. Так, шотландские корабелы предложили изготавливать многомачтовые стальные корпуса большого водоизмещения с металлическим такелажем и механическими устройствами для управления парусами. Обладавшие большой грузоподъемностью, продолжительной автономностью плавания и обслуживаемые малочисленными экипажами, такие суда оставались рентабельными на перевозках селитры (для пороха и удобрений) из Чили, пшеницы и шерсти — из Австралии. Их путь из Атлантического океана в Тихий и обратно пролегал вокруг мыса Горн.

Первыми заказчиками многомачтового парусника в начале 90-х годов XIX века стали французы, присвоившие ему и соответствующее имя — «Франс». Но в истории мореплавания он не оставил заметного следа: в первом же рейсе в Восточную Азию «Франс» потерпел крушение. Следующий заказ шотландцам сделал немецкий судовладелец Рикмерс. Барк с пятью мачтами он назвал «Мария Рикмерс». Это судно можно увидеть на рисунке сингапурской марки. В 1895 году в Германии был спущен на воду пятимачтовик «Потози», в 1902 году — «Пруссен», длиной 133 и шириной 8 м. Высота его мачт достигала 68 м — почти с 25-этажный дом, площадь парусов — 5560 кв. м. Чтобы удержать эту махину в шторм, на рулевой штурвал вставали 8 матросов. «Пруссен» сделал 13 заходов в Вальпараисо (Чили), в 1910 году он в проливе Ла-Манш столкнулся с английским пароходом и погиб уже в ходе спасательных работ — буксировщики не справились с раненым великаном. «Пруссен» показан на знаках почтовой оплаты ФРГ, Пенрина, других стран.

В Америке проблему парусников решали с еще большим размахом. В 1902 году там построили огромную семимачтовую шхуну «Томас У. Лаусон». Однако судно такой величины уже в свежий ветер стало неуправляемым. На канадской марке 1977 года изображена шхуна, дающая представление о «монстрах» Американского континента.

В память о первом своем большом паруснике французы решили построить пятимачтовик на отечественных верфях. В 1911 году в Бордо судно водоизмещением 7800 т было спущено на воду и получило название «Франс-П». Прослужило оно до 1922 года, когда наскочило на коралловый риф в южных морях. К 50-летию его гибели почта Франции издала крупноформатную миниатюру.

Интересно, что в Германии для судовладельца Виннена построили барк «Магдален Виннен» водоизмещением 6000 т. Это судно, переименованное в «Седов», плавает и по сей день под нашим флагом. Ему посвящена марка СССР 1981 года.

Все же наиболее распространенными в этот период оставались четырех мачтовые барки. В анналах истории мореплавания занесены знаменитые суда гамбургской фирмы Ф. Лаеша, которым хозяева традиционно давали названия только на букву «П». Английские моряки прозвали их «Летящими П-лайнерами» («Flying— P-Line» — Ф/ердинанд П-Л/аеш). Они представлены на почтовых эмиссиях многих стран, причем первая из них, в германской серии «Мореплавание», датируется 1937 годом. На ней барк «Падуя», известный ныне как советское судно «Крузенштерн». Под красным флагом он воспроизведен на марках СССР и Бермудских островов.

Другое судно Лаеша «Померн» стало сюжетом марки Финляндии 1961 года, когда отмечался юбилей столицы Аландских островов Мариехамна. В этом городе в соответствии с завещанием последнего владельца судна финна Эриксона оно нашло приют в качестве экспоната музея мореплавания.

В 40-е годы в композицию рисунка служебной марки Новой Зеландии вошел еще один барк Лаеша «Памир», построенный в 1905 году. Его также можно увидеть на почтовых миниатюрах Аландов и Пенрина. После поражения Германии в первой мировой войне этот барк в счет репараций был передан Италии, однако Лаеш выкупил его. Затем «Памир» перешел к финну Эриксону, а после его смерти вернулся в ФРГ и использовался новым судовладельцем как грузовое и учебное судно. 1957 год оказался роковым для «Памира» — он попал в ураган и затонул в Атлантике. Погибли экипаж и курсанты.

В 1975 году почта Чили отдала дань памяти другому парусному судну — фрегату «Лаутаро» (его «девичья фамилия» «Привал» и строился он для того же Лаеша). В 1933—1934 годах он был самым быстрым на немецких линиях. От меридиана мыса Лизард (Англия) до залива Спенсер (Австралия) вокруг мыса Горн он прошел за 5 суток и 14 часов. В 1937 году «Привал» был интернирован чилийскими властями, а с 1941-го включен в состав чилийских ВМС.

В 1984 году почта Парагвая удостоила вниманием еще одного представителя «семейства» Лаеша — парусник «Пассат», построенный в 1911 году. Сейчас это учебный корабль в западногерманском порту Травемюнде.

Минувший, 1989 год принес любителям парусной филателии интересную новинку. Почта Фолклендов издала 15-марочную серию с рисунками знаменитых парусников. О некоторых из них — «Падуе», «Привале», «Пассате», «Памире», «Померне» и «Пруссене» мы рассказали. Остальные марки знакомят с такими выдающимися «ходоками» вокруг мыса», как «Арчибальд Рассел», «Моцарт», «Фенниа», «Кассард», «Лоухилл», «Картпул», «Грейс Харвар» и «Крисит Касл». Завершает серию знаменитейшая «Катти Сарк».

Парусные суда до сих пор волнуют воображение, к ним всегда повышенное внимание филателистов. Много полезных сведений о них можно почерпнуть из тематического каталога Стэнли Гиббонса «Коллекционируйте суда на марках».

В. Синегубов. Паруса против пара. «Филателия СССР». 1990. №5 (стр. 12-13).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.