Конверты и карточки, прошедшие от адресанта к адресату на борту судов дальними океанскими и морскими дорогами, давно стали привлекательным материалом для тематиков и коллекционеров истории почты. Ведь и сегодня корреспонденция этих путей (особенно в домарочный период) позволяет изыскивать какие-либо особенности при обработке судовой почты, а порой находить послания из прошлого, которые приходили особыми или случайными одиночными рейсами.

В то же время уже на заре организованного судоходства компании, берущие на себя обязательства по перевозке почты через акватории, устанавливали тарифы за услуги и издавали локальные марки, часть из которых включена в каталоги всемирно известных филателистических фирм. Такими стали знаки оплаты парохода «Леди Маклеод» (Тринидад), Тихоокеанской пароходной компании PSNC (Перу), Суэцкого канала (Египет), Гапаг (Нарад, Германия).

Одной из богатых нив для исследователей являются многочисленные штемпеля почтовиков по обработке корреспонденции в портовых городах, таких как Гамбург, Кронштадт, Лондон, Одесса… Виды штемпелей французской морской почты изданы в 8 томах, в Лондоне, в Британской библиотеке мне предлагали многостраничную ксерокопию судовых штемпелей (shipletters).

Как видим, вещи морской почты разноплановы и собирать их сложно. Так что же делать?

Отправление из Чили с дополнительной оплатой

Исходя из собственного опыта создания «морских» экспонатов, позволю себе дать несколько советов «юнгам», начинающим заниматься маринистикой. В первую очередь — взять себе девиз «Искать и не сдаваться».

На первых порах, естественно, в альбом вкладывается весь материал, который заинтересовал. Но вот период собирательства приближается к подведению итогов, когда количество должно перейти в качество. Другими словами, у вас накопилось материала примерно 200 — 250 экземпляров. Этого хватит для создания экспоната на 5 выставочных стендах (5×16). Рассматривая и изучая письма, конверты, карточки, ищите идею, которая должна объединить материал на выставочных листах. Именно в это время приходит мысль, как назвать свою работу, чтобы название стало «шапкой» над включёнными в экспонат вещами. Следует продумать план демонстрации, имея в виду, что не принято показывать на стендах экспоната по истории почты конверты, не прошедшие почтовое обращение, или рисунки художественных маркированных конвертов и карточек. Исключением могут стать вещи, отправленные с судна с портретом личности, в честь которой оно названо. Об этом свидетельствуют штампы отправителя или почтовые штемпеля судового почтового отделения.

Карточка из Германии в Северную Америку

Есть путь постепенного совершенствования своей работы по принципу «от простого — к сложному». Автор этой статьи первый свой тематический экспонат (1965 г.) назвал «Подвиг живёт в народе», в нём была изложена короткая, но яркая судьба Героя Советского Союза Валентина Ходырева, геройски погибшего при освобождении города Николаева. По мере включения в коллекцию новых материалов тема расширялась, и экспонат получил название «Моряки в борьбе за власть Советов» (1985 г.). Затем он распался на три части. Дополнительно появились «Моряки в годы Великой Отечественной войны» и «Мореплавание до 1917 г.». А позднее по душе мне стала более серьёзная филателистическая тема «Письма в Россию морем (1792 — 1917)». Этот экспонат получил позолоченную медаль на всемирной выставке «Финляндия-88».

Штемпеля французской почты на лайнерах

Конечно, нет предела для улучшения экспоната. Подбор материала постоянно продолжается: выискиваются письма с редкой франкировкой, малоизвестным штемпелем или его вариантами. При этом, безусловно, необходимо обращать внимание не только на конверт, которого, якобы, у вас не хватает. Старайтесь перебрать «на развалах» побольше материала. Среди этого «мусора» может оказаться «жемчужина». Как-то при подобной процедуре автор обнаружил карточку, которая прибыла в Либаву в 1892 году. Отправлена она была из шотландского порта. Внимание привлёк блёклый оттиск железной печати. Подобные штемпеля вводились на судах под российским флагом в XIX веке…

Тщательным просмотром с помощью цветовых фильтров удалось установить английский текст печати «Русско-американская линия Либава — Нью-Йорк». Название судна «Нифа». К сожалению, ни в Музее истории Риги и мореходства, ни в журнале «Морской флот» не удалось узнать подробности плавания русского трансатлантика в XIX в.

Вторая, на мой взгляд, тоже поучительная история. На почтовой карточке из отделения РОПиТ на османской земле в Одессу, синим карандашом (цвет, принятый у почтовиков) по адресу размашисто написано слово «Херсон» (но без кавычек). Естественно, возник вопрос, что означает эта пометка? В первую очередь удалось определить, что «вещь» связана с мореплаванием. Рассмотрели реестр судов Доброфлота — там суда именовались по названиям губернских городов. «Херсон» в списке нашёлся. Пришлось поднять расписания движения судов. Действительно, в эти даты «Херсон» следовал в Одессу и, значит, забрал почту.

Карточка из Бразилии в Германию

Конечно, пункты отправления корреспонденции и место нахождения адресата, как правило, ясны. А вот пути движения почты на судах и поддержка почтовиками разных стран всегда оказываются в центре внимания. Ведь порой письмо за время своего странствия побывает в ряде зарубежных почтовых отделений и на борту нескольких судов. По ходу странствия корреспонденция отмечается штемпелями и пометками разного рода.

Вот примеры: в XIX веке французские лайнеры, обслуживая заморские колонии и территории, своими маршрутами практически охватили океанские просторы. Почтовые отделения на этих судах имели календарные стандартные восьмиугольные штемпеля с указанием литеры пароходной линии и номера корабля. Кроме того, имелся штемпель для приёма зарубежной корреспонденции с названием порта и датой её поступления. Вид оттисков этих судовых атрибутов можно видеть на почтовой карточке, приведённой в этой статье, а сведения по плаваниям номерных лайнеров можно найти в книгах «Морская почта Франции».

В 1893 г. почтовая карточка из Австралии была отправлена во Владивосток. На этом пути она кочевала на попутных судах от порта до порта. Поскольку почтовики ставили на ней даты прибытия в их ведомство, можно проследить движение этой корреспонденции. В Коломбо она прибыла 16 августа, в Гонконг — 31 августа, в Шанхай — 4 сентября, а 11 сентября её доставили в Нагасаки. Именно здесь японцы собирали почту в Россию и на судах под русским флагом отправляли либо во Владивосток, либо в Одессу.

В XIX в. французская почта корреспонденцию из Латинской Америки в Европу собирала в порту Бордо, ставила свой штемпель и отправляла по назначению. С этого континента английские суда доставляли почту в порт Ливерпуль.

Письма из Индии и Юго-восточной Азии британская почта на своих судах направляла из Бомбея в Европу через Суэцкий канал в Средиземное море. Судовые почтовые отделения англичан ставили на посланиях календарный штемпель «Seapost office».

Карточка Британской Индии, отправленная в Европу

Естественно, этим маршрутом пользовались и судоводители других стран. Они тоже брали попутную корреспонденцию. Я видел письмо 1881 года, прошедшее из Японии в Россию на пароходе австрийского Дунайского пароходного общества, который в дельте Дуная передал письмо российской почте. Заходить в Одессу у капитана не было резона.

Если капитан стремился своевременно прибыть в пункт назначения, то почту он мог оставить на молу, чтобы не заходить в порт. Почтовики с этим мирились. Так, на конверте из Новой Каледонии в Оренбург 1908 г. стоит штемпель «прибытия» Неаполь — Мол. В реестре почтовых станций Италии такая станция значится.

Имеется особенность в доставке корреспонденции на дальние морские расстояния во времена, когда письма оплачивались получателями. Так, например, корреспонденция из Латинской Америки в Россию за атлантический путь оплачивалась купцом (фирмой) в Лондоне по договорённости с национальным почтовым ведомством, которое взимало впоследствии всю оплату с получателя. Такие письма у почтовиков называются «форвардные», т.е. досылаемые. Их легко распознать: на конверте отправитель указывал два адреса — лондонский и получателя. Первый зачёркивался британским клерком, часто небрежно. «Брезговать» чернильными кляксами от гусиного пера не надо. Такие вещи встречаются нечасто.

Австрийское Дунайское пароходное общество

Следует заметить, что штамп «Vorwarded» ставился на корреспонденцию и рядом с марочной франкировкой. Почта во все времена стремилась доставить известие адресату и организовывала сеть частных лиц, которые выполняли досыл за пределы почтовой территории.

Прогресс XX века потеснил морскую романтику. В океанах появились огромные лайнеры с почтовыми отделениями на борту, которые предоставляли услуги многочисленным пассажирам и членам экипажа на «своих» изданиях.

В ходе конкуренции между судовладельцами вышла масса информационного и рекламного материала. Его дополнили марки, конверты, карточки, открытки, наклейки, каше. Дошло до того, что суда оборудовались катапультами для выпуска «карманных» самолётов. Они на подходе к месту назначения доставляли на берег корреспонденцию за несколько часов до захода лайнера в порт. Такие письма оформлялись специальными штемпелями и каше. Естественно, ко всем этим красочным новинкам появился интерес собирателей.

Так что каждая из областей маринистики продолжает жить и имеет своих почитателей.

В. Синегуб. По морям и океанам. «Филателия». 2010. №3 (стр. 15-17)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.