Крейсер «Варяг» был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи «Уильям Крамп и сыновья» в Филадельфии (США), где он сошёл со стапелей 19 октября (по старому стилю) 1899 г. По техническим характеристикам «Варяг» в то время не имел себе равных Он был самым быстроходным крейсером России, который был электрифицирован, телефонизирован и укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.

Рис. 1

После испытаний на Балтийском море крейсер был отправлен на Дальний Восток для усиления Тихоокеанской эскадры. Он прибыл в Порт-Артур в феврале 1902 г., обойдя полсвета. Командовал крейсером капитан Всеволод Руднев (рис. 1).

Ночью 27 января 1904 г. японские корабли обстреляли Порт-Артур и началась Русско-Японская война. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в этот момент в корейском порту Чемульпо, где и были заблокированы японской эскадрой. Пытаясь прорваться, русские корабли вступили в неравный бой с японской эскадрой в составе 14 миноносцев. За первый час боя в Цусимском проливе экипаж крейсера выпустил более 1,1 тысячи снарядов. «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжёлые повреждения, из-за чего им пришлось вернуться в порт Чемульпо, где русские моряки получили от японцев ультиматум с требованием сдаться. По решению офицерского совета «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван. Моряки перешли на иностранные суда, находившиеся в порту.

Все участники боя (около 500 человек) были награждены высшей воинской наградой — Георгиевским крестом. Командир В. Руднев был награждён, повышен по службе и… отправлен в отставку. Моряки же поступили на службу на другие корабли.

Но на этом история крейсера «Варяг» не закончилась. В 1905 г. судно было поднято японцами, отремонтировано и введено в состав флота Японии под именем «Соя». Действия команды «Варяга» восхитили даже противника. После поднятия и переименования крейсера из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме — «Варяг». А после войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга».

В 1916 г. Россия приобрела у Японии, ставшей к тому времени её союзником, бывшие боевые русские корабли «Варяг», «Пересвет» и «Полтава». После выплаты 4 млн. йен «Варяг» был восторженно встречен во Владивостоке, и 27 марта 1916 г. на нём был вновь поднят Андреевский флаг. Корабль был зачислен в Гвардейский экипаж и направлен для усиления Кольского отряда Северно-Ледовитого флота. В Мурманске крейсер торжественно встречали 18 ноября 1916 г., он был назначен флагманским кораблём Морских сил обороны Кольского залива.

Однако машины и котлы крейсера требовали немедленного капитального ремонта, а артиллерия — перевооружения. Поэтому всего за несколько дней до Февральской революции «Варяг» ушёл в Англию на судоремонтные доки Ливерпуля, где и простоял с 1917 по 1920 год. Необходимые для его ремонта 300 тыс. фунтов так и не были выделены.

В феврале 1920 г., следуя на буксире через Ирландское море в Глазго, куда он был продан на металлолом, крейсер попал в сильный шторм и сел на камни. Все попытки спасти корабль оказались безуспешными, и в 1925 г. крейсер был частично разобран на месте, а 127-метровый корпус взорван.

Рис. 2

На рис. 2 представлена бесплатная почтовая карточка с крейсера «Варяг», с его печатью, отправленная одним из членов экипажа 9 апреля 1916 г. из Владивостока, во время нахождения там крейсера и его подготовки к переходу в район Мурманска. Об этой подготовке говорит и текст открытки, адресованной в Петроград: «Шлю привет! Арсик. 8-го апреля 1916 г. Живу по-старому, на берег хожу редко, т.к. много работы».

В. Тюков. Открытка с крейсера «Варяг». «Филателия». 2010. №5 (стр. 42-43)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.