Атомный ледокол «Россия» отходил от причала Мурманского порта. Мне вспомнился памятный август 1977 года. Тогда к Северному полюсу отправился атомоход «Арктика», ознаменовав небывалое событие в практике мореплавания. И вот теперь, в новом походе, стали напрашиваться аналогии, сравнения, с помощью которых журналистам интереснее обрисовать вновь происходящее.

Совпадало многое — продолжительность плавания, ледовая обстановка, метеоусловия. Во многом совпадал и маршрут. Однако по большому счету нынешний рейс, в котором мне, единственному из московских журналистов, довелось участвовать, не был повторением пройденного. На этот раз ледокол доставил в самый центр Ледовитого океана уже не ученых, а любителей экзотических странствий из восьми стран капиталистического мира. Организовали круиз «Северный полюс-90» Мурманское морское пароходство и западногерманская фирма «Поляр шиффартс консальтинг».

Плавание «России» на полюс имело тщательно разработанную филпрограмму, сопровождавшуюся выпуском почтовых сувениров. Ее разнообразию могли бы позавидовать многие из предшествовавших экспедиций: в филателистической «экипировке» круиза конвертами и штемпелями участвовали две стороны-организаторы. Более того, в тот день, когда мы шли мимо самой северной точки Евразии — мыса Челюскин, в одном из салонов ледокола экспонировался фрагмент коллекции мурманского филателиста А. Кауфмана «Открытие Арктики».

…И вот мы — на Северном полюсе! Произошло это 8 августа 1990 года в 13 часов 30 минут московского времени. Не забыть ликования людей, высыпавших на лед и впервые ощутивших, как ноги «коснулись» земной оси… Не забыть и праздника, устроенного по этому случаю. Один из его аккордов — организованное в этот день спецгашение.

Наше пароходство заказало три сопроводительных штемпеля с надписями на русском и английском языках. Однако впоследствии выяснилось, что у первого помощника капитана, ответственного за всю сувенирную программу, есть еще три штемпеля… Примечателен капитанский «сертификатный» штемпель (был и такой) для удостоверения подлинности гашений на Северном полюсе. На нем были выгравированы две даты прибытия на Северный полюс: 7 и 8 августа (перед тем, как пустить его в дело, цифру «7» удалили). Пользовались им лишь короткое время — двенадцать с половиной часов. Девятого августа в час ночи корабельная сирена еще раз нарушила тишину полюса: прощание! Когда уже заработали винты ледокола, был публично совершен ритуал погружения в глубины Ледовитого океана капсулы с необычным содержанием. Запись в штурманском журнале об этом событии гласит:

— 1 час ночи. Координаты: 89°53′ долготы, 90°20′ широты. Затопили капсулу с судовой ролью, списком пассажиров и печатью сертификата, удостоверившего подлинность гашения почтовых отправлений на Северном полюсе 8 августа 1990 года.

Несколько дней спустя затопили и разные сопроводительные штемпеля. На обратном пути поступили в открытую продажу подготовленные почтовые сувениры. Специальный красочный конверт, отпечатанный фирмой ФРГ, стоил вместе с 2-рублевой советской маркой (1984 г.), изображающей ледокол на полюсе, 8 западногерманских марок. Приобретались путешественниками и художественные маркированные конверты Министерства связи СССР с изображением «России». Погашенный спецштемпелем с датой пребывания на полюсе и украшенный сопроводительными круизными штемпелями конверт обходился также недешево — по 4 марки ФРГ.

Незначительная часть почты ушла на материк через Диксон. Основная же корреспонденция ледокола обрабатывалась на почтамте Мурманска 15—16 августа (даты календарного штемпеля транзитного пункта).

Е. Сашенков. Почта рейса «Северный полюс-90». «Филателия СССР». 1991. №1 (стр. 20-21)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.