В сегодняшней статье мне хотелось бы поговорить об агитационных материалах, выпущенных после Октябрьского переворота на территориях, подчинённых ВСЮР в период 1919-20 гг.

Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная  политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям. Наиболее простой и доступной её формой был и есть выпуск различных печатных материалов с различными лозунгами и призывами. Как, впрочем, и массовое тиражирование всеми возможными способами портретов политических и военных деятелей.

Портреты деятелей и вождей Белого движения были настоль популярны, что печатались не только в прессе или на плакатах, но были использованы в сюжетах рисунков марок при издании фантастического выпуска, т. н. «Генеральской серии». Чему уже было посвящено несколько статей в журнале «Филателия» и «Россика». С этим фантастическим выпуском всё более-менее понятно (кроме места издания – по разным источникам это, предположительно, либо Италия, либо Германия).

Но существуют и реальные предметы, где были использованы эти портреты – это знаки (виньетки) кружечных сборов [1].

Данные знаки с портретами выполнены, кроме последнего знака, в коричневом цвете. Рассмотрим их более подробно. Это портрет Главнокомандующего ВСЮР генерала Антона Ивановича Деникина (ил. 1). Портрет генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля (ил. 2). Портрет Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака (ил. 3). Портрет генерал-лейтенанта Андрея Григорьевича Шкуро (ил. 4).

Ил. 1

Ил. 2

Ил. 3

Ил. 4

Портрет Командующего Добровольческой Армией генерал-лейтенанта Владимира Зиноновича Май-Маевского (ил. 5). Портреты генерала Михаила Васильевича Алексеева (ил. 6), генерала Алексея Максимовича Каледина (ил. 7) и генерала Лавра Георгиевича Корнилова (ил. 8).

Ил. 5

Ил. 6

Ил. 7

Ил. 8

И портрет генерал-лейтенанта Сергея Леонидовича Маркова (ил. 9). Завершает серию знак с великолепным аллегорическим рисунком, отпечатанным в двух цветах (красном и чёрном) «Россия. Единая и неделимая» (ил. 10).

Некоторые знаки имеют проколы от булавок для их ношения.

Ил. 9

Ил. 10

Также была выпущена почтовая бумага для писем с портретами руководителей белого движения  и цитатами их изречений. Конечно же, к филателии или эрринофилии эти предметы никакого  отношения не имеют, но являются прекрасными образчиками агитации. Посему я допустил  возможность включить их в эту статью. Это лист с портретом генерала А. И. Деникина (ил. 11) и  текстом «Добровольческая армия говорит: будьте вы правыми, будьте вы левыми, но любите нашу истерзанную Родину и помогите нам спасти её». Лист с портретом адмирала А.В.  Колчака (ил. 12) и текстом «Призываю всех граждан к единению и борьбе с большевизмом, к труду и жертвам». И лист с портретом генерала Л.Г. Корнилова (ил. 13) и текстом «Истинный сын народа русского погибает на своём посту и несёт в жертву Родине самое большее, что 
он имеет – свою жизнь» [2]. Вполне возможно существование почтовой бумаги с и другими  портретами, но мне пока об этом неизвестно.

Ил. 11 – 13

В 1919 году в Одессе, издательством «Русская культура» анонсируется так называемый альбом «Герои Освобождения Великой России».

«Издательство «РУССКАЯ КУЛЬТУРА».
Поступил в продажу
художественный альбом в красках.
«Герои Освобождения Великой России».
Альбом содержит 10 открытых писем с биографиями и описаниями помещённых
сюжетов: Адм. Колчак, Ген. Деникин, Корнилов, Алексеев, МайМаевский, «За други
своя», «Рейд гее. Мамонтова», «Добровольцы занимают красноармейске окопы», «Ген.
Корнилов» и «Карадог» (имеются ввиду крейсеры. – П.П.), «Русская и Союзная эскадра
под Одессой».
Цена альбома 15 рублей.
Оптовым торговцам, организациям, благотворительным учреждениям СКИДКА 20 %.
Глав. Конт. Издат. «РУССКАЯ КУЛЬТУРА», Одесса, Дерибасовская, 11.» (ил. 14).

Ил. 14

Десять открытых писем были сброшюрованы под одной обложкой (ил. 15 а, б). На лицевой стороне пяти открытых писем помещены портреты лидеров Белого движения, аналогичные уже известным нам плакатам, виньеткам, почтовой бумаге и конечно же маркам т.н. «Генеральской серии». На оставшихся пяти открытых письмах помещены сюжеты батальных сцен, как на суше, так и на море. На оборотной стороне, кроме адресной сетки напечатан различный текст, непосредственно отражающий суть происходящего, либо содержащий биографические сведения о лидерах и их изречения.

Ил. 15 а

Ил. 15 б

1. Верховный правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак.

Текст на обороте открытого письма:
«Верховный правитель, Александр Васильевич Колчак родился в 1875 году в семье морского офицера. Во время европейской войны состоял помощником командующего Балтийским флотом, затем был назначен командующим Черноморским флотом. После революции А.В. Колчак состоял в Сибирском правительстве ген. Хорвата. Затем был военным и морским министром в Омском Правительстве. Переворот 18 ноября 1918 г. выдвинул А.В. Колчака на пост Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего. Свою задачу создатель новой России определяет так: «Мы ведём борьбу за национальное русское дело, за воссоздание нашей родины, как свободного, независимого и неделимого государства» (ил. 16 а, б).

Ил. 16 а

Ил. 16 б

2. Генерал Михаил Васильевич Алексеев.

Текст на обороте открытого письма:
«Верховный руководитель и основатель Добровольческой армии « великий старец», как его называли на западе, генерал Михаил Васильевич Алексеев, родился в 1857 г. в бедной семье армейского офицера. Получил образование в юнкерском училище и академии генерального штаба. Во время европейской войны последовательно состоял начальником штаба Главнокомандующего югозападным фронтом и верховным главнокомандующим. 2 ноября 1917 г. генерал Алексеев опубликовал призыв к офицерам создать новую патриотическую армию, о которой накануне своей смерти сказал представителю отделившейся Грузии:  «Добровольческая армия – это Россия, и я заставлю вас считаться с ней, как с Россией». Скончался ген. Алексеев 25 сентября 1918 г.» (ил. 17 а, б).

Ил. 17 а

Ил. 17 б

3. Генерал Лавр Георгиевич Корнилов.

Текст на обороте открытого письма:
«Генерал Лавр Георгиевич Корнилов, вождь Добровольческой армии, родился 18го августа 1870 г. Во время войны занимал командные должности вплоть до поста Верховного Главнокомандующего. После окончательного развала армии генерал Корнилов пробрался в Новочеркасск и занял должность командующего Добрармии. 31го марка 1918 г. генерал Корнилов погиб под стенами Екатеринодара, сражѐнный большевистской гранатой, подтверждая свои слова: «Истинный сын народа русского всегда погибает на своём посту и несёт в жертву родине самое большое, что он имеет, свою жизнь» (ил. 18 а, б).

Ил. 18 а

Ил. 18 б

4. Главнокомандующий вооружённым силами на Юге России генераллейтенант Антон Иванович Деникин.

Текст на обороте открытого письма:
«Главнокомандующий вооружённым силами на Юге России генераллейтенант Антон Иванович Деникин в последнюю войну был командиром 4й стрелковой «Железной бригады»,  а затем начальником штаба Верховного Главнокомандующего. Генерал Деникин один из первых поддержал известный призыв ген. Корнилова, за что вместе с ним подвергся заключению в Быховской тюрьме, как «изменник». Чудом спасшись, ген. Деникин принял участие в создании и подвигах Добрармии, исполняя великий обет: «Я клянусь довести народ путём победы ад врагом до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад своей новой государственной жизни» (ил. 19 а, б).

Ил. 19 а

Ил. 19 б

5. Генераллейтенант Владимир Зенонович МайМаевский.

Текст на обороте открытого письма:
«Главнокомандующий Добровольческой армией, ген.лейт. Владимир Зенонович МайМаевский – один из наиболее выдающихся генералов Добрармии. Командуя на Кубани сводным корпусом, ген. МайМаевский разгромил большевиков в Донецком бассейне. Им взяты  города: Харьков, Полтава, Киев, Курск и открыта дорога Добрармии на Москву. В сентябре 1919 года, получая золотое Георгиевское оружие, генерал сказал: «Опоясанный этим мечом, я буду безмерно счастлив довести вверенную мне армию до седых стен Московского Кремля и надеюсь, что вскоре на параде на Красной площади буду салютовать этой шашкой нашему родному любимому Главнокомандующему генералу Деникину, давно уже стяжавшему в сознании армии жезл фельдмаршала» (ил. 20 а, б).

Ил. 20 а

Ил. 20 б

6. «За други своя». Батальная сцена со священником.

Текст на обороте открытого письма, в две строки:
«Пастырь добрый полагает душу свою за други своя.»
«Нести больши сея любве, да кто душу свою положить за други своя» (ил. 21 а, б). Данный  рисунок уже известен нам по одной из марок «Генеральской серии». На рисунке имеется  надпись: «Пиковский. Одесса», что вероятнее всего означает место издания – фототипия М.  Пиковского в Одессе.» (ил. 21 в).

Ил. 21 а

Ил. 21 б

Ил. 21 в

7. «Добровольцы занимают красноармейские окопы». Батальная сцена. Пехота.

Текст на обороте открытого письма:
«Добровольческий отряд занимает окопы красноармейцев» (ил. 22 а, б).

Ил. 22 а

Ил 22 б

8. «Рейд ген. Мамонтова». Батальная сцена. Казаки.

Текст на обороте открытого письма:
«Во исполнение поставленной мне нашим высшим командованием задачи, я со своими казаками прорвал фронт советской армии, разгромив при этом две пеших дивизии и, продолжая выполнение своей задачи, я последовательно занял Тамбов, Козлов, Лебедянь и Елец, не считая целого ряда важных узловых станций.
Из воззвания ген. Момонтова». (Фамилия генерала указана с ошибкой. – П.П.) (ил. 23 а, б).

Ил. 23 а

Ил. 23 б

9. «Ген. Корнилов». «Карадог». Морское сражение.

Текст на обороте открытого письма:
«Крейсера «Карадог» и «Генерал Корнилов», принимавшие участие во взятии Одессы 10-11 августа 1919 года» (ил. 24 а, б).

Ил. 24 а

Ил. 24 б

10. «Русская и союзная эскадра под Одессой». Вид с берега.

Текст на обороте открытого письма:
«Русская и союзная эскадра, выстроенная в боевом порядке у одесского порта в дни взятия Одессы у большевиков. Возле французского монитора стоит парусное судно, на котором советские власти пытались бежать к берегам Турции» (ил. 25 а, б).

Ил. 25 а

Ил. 25 б

Автором рисунков на двух последних открытых письмах был известный художник-маринист  Алексей Вильгельмович (Васильевич) Ганзен (ил. 26) – внук всемирно известного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Подпись А. Ганзена и дата «1919.» стоят на обоих рисунках (ил. 27).

Ил. 26

Ил. 27

Ещё один предмет – квитанция, где были использованы портреты Колчака и Деникина,  прорисованные с фотографий показана на ил. 28. Данная квитанция выдавалась тому, кто  пожертвовал хлеб (муку, зерно) на нужды Добровольческой Армии. Выпущена квитанция в 1919  г. в Харькове.

Ил. 28

В одной из статей в журнале «Филателии» [3] мной была затронута достаточно любопытная тема повторного использования рисунков почтовых марок для издания различных рекламных,  агитационных, благотворительных и т.п. предметов.

Здесь мы имеем схожую ситуацию. Правда, рисунки знаков кружечного сбора повторял рисунок аналогичного же сбора. Существует несколько типов знаков, изданных «Обществом русских врачей в память Н. И. Пирогова».  Первый тип – с текстом «Общество памяти Н.И. Пирогова» (ил. 29). Второй тип уже с текстом «Комитет памяти Н.И. Пирогова» (ил. 30). Кроме текста у данных знаков есть небольшие различия в самих рисунках, что наиболее заметно в начертании труб вагона. Кроме того есть и весьма любопытный вариант знака второго типа – у него удалялась (отрезалась) часть марки с текстом «Комитет» (ил. 31). То, что это не случайность, говорит количество сохранившихся в таком виде экземпляров, коих лично мне приходилось видеть не менее 6 шт. в различных источниках. В том, что удалялась часть марки именно с текстом «Комитет» легко убедиться, сравнив рисунки. О чём я и упомянул выше. С чем эти действия связаны – достоверно я не знаю, посему оставим этот вопрос в покое (пока).

Ил. 29

Ил. 30

Ил. 31

Знак кружечного сбора [4], практически повторявший рисунок предыдущих знаков, был выпущен уже «Комитетом скорой помощи чинам Добровольческой Армии и Вооруженных сил  Юга России». Комитет находился под председательством вдовы генерала М.В. Алексеева – Анны Николаевны. Вдова генерала активно занималась благотворительностью. На фронте был хорошо  известен санитарный «поезд имени генерала М.В. Алексеева (ил. 32), организованный  Ростовским отделением «Комитета скорой помощи…» и находившийся под контролем Анны  Николаевны. Знак отпечатан, как и предыдущий, в три цвета, но уже с фигурной вырубкой по  периметру. Выполнен в типографии АО «Печатного дела А.М. Гордон с сыном» в г. Ростове-на-Дону (ил. 33).

Ил. 32

Ил. 33

Ещё одни знак кружечного сбора был издан в Ставропольской губернии в 1919 г. На серой бумаге с синими волокнами напечатан один из лозунгов Белого движения: «Единая, Великая, Свободная Россия» (ил. 34).

Ил. 34

Следующим объектом моего обзора станет довольно любопытные бланки открытых писем (почтовых карточек), «выпущенных» от имени «командования» (!?) или некоего «комитета» (!?) ВСЮР. Данные открытые письма известны в существенных оттенках (ил. 35 а, б). В нижней части карточки имеются выходные данные: «Изданiе Ком. В.С.Ю.Р.».

Ил. 35 а

Ил. 35 б

Сразу же возникает множество вопросов относительно легитимности этого издания. Во-первых: почему почтовая карточка «в шапке» имеет именно название «открытое письмо»? Ещё 1 мая  1909 г. официально этот термин в Российской Империи был заменён на термин «почтовая  карточка». Впрочем, в почтовых документах ВСЮР, в частности описывающих почтовые тарифы, эти понятия нередко совмещались «…почтовых карточек (открытых писем)…».

Во-вторых: рисунок воина и популярный в те времена лозунг «За Русь Святую». С лозунгом всѐ относительно понятно. Дело в том, что эти слова были строками припева из песни Первой Мировой войны «Слыхали деды». Песня была столь популярна, что с некоторыми переделками стала неофициальным гимном Добровольческой Армии – т. н. «Марш белой Армии» [5, 6]:

«Слышали братья,
Война началась!
Бросай своё дело,
В поход снаряжайся.

Деды вздохнули,
Руками всплеснули,
Божья, знать, воля,
Отчизну спасай!

Припев:
Смело мы в бой пойдём
За Русь Святую
И, как один, прольём
Кровь молодую!

С тихого Дона,
С далёкой Кубани
Все собирались
Россию спасать

Известны многочисленные варианты и переделки этой песни, в т. ч. сатирические, юмористические, был вариант на украинском языке. А самый известный вариант, знакомый,  пожалуй, каждому жившему в СССР – это «Смело мы в бой пойдём, за власть Советов…». А вот рисунок, как говорится – «подкачал». Сюжет вполне оправдан и уместен – солдат с оружием защищает родной дом от врагов. Но исполнение! Рисунок очень примитивен и груб, и автора можно назвать художником с очень большой натяжкой. Могла ли официальная карточка быть  допущена к тиражированию с таким низкокачественным рисунком? Маловероятно, это же не  частное издание. Впрочем, это моё личное мнение.

В-третьих: о существовании подобного предмета никто и никогда из опрошенных мною более опытных коллег не слышал, и карточку такую не видел. Аргумент, конечно, не самый весомый, но всё же. А о прошедшем по почте экземпляре речь даже не идёт. При этом карточка отпечатана способом высокой печати (с цинкографической пластины), признаки которой отлично видны. Стал ли бы связываться предполагаемый фальсификатор с таким затратным и труднодоступным для обычного обывателя способом печати? Маловероятно. Но «из любви к искусству» – может даже и стал.

В-четвёртых: пожалуй, это самое основное. Эти карточки продавалась в лотах продавца, в которых регулярно (!) и долгое время появлялись фантастические выпуски непочтовых марок с довольно забавной историей (ил. 36-37). Так что придётся немного отвлечься (на самом деле много, но оно того стоит). В одном из журналов по антиквариату [7] появилась следующая статья по истории появления одного из этих выпусков (ил. 36), которую я приведу полностью, да простят меня автор и издатели за дерзость:

«Лесоруб даешь! Дережабль»
Красные и коричневые марки с изображением лесоруба на фоне летящего дирижабля с лозунгом «Лесоруб даешь! Дережабль» появились в Москве в начале 1994 года. В магазин «ФилаРосс», что в Армянском переулке, пришел человек и предложил почтовые марки. Он рассказал, что марки нашли в Соловецком монастыре рабочие, участвовавшие в реставрационных работах. Действительно, на некоторых из них стояли выходные данные: «Типолит. ЭКО. УСЛОН. ТИРАЖ 5000». Когда они были найдены – неизвестно, так как продавец об этом умолчал, а сотрудники магазина не восприняли эти марки всерьез и относились к ним как к курьезу. За короткое время марки были проданы по высокой цене и, как казалось, на этом их история закончилась.

Однако по прошествии некоторого времени о «Лесорубах» стало известно больше. В музее МВД России удалось выяснить, что в 19301931 годах администрация Соловецкого лагеря особого назначения приняла решение выпустить благотворительную марку для сбора средств на строительство дирижаблей и распространять ее среди заключенных. Дело было не только, вернее не столько в деньгах, которые можно было таким образом собрать. Эта акция была, несомненно, данью политической моде, но, кроме того, она еще и преследовала цель выявить заключенных, не вставших на путь исправления. Любой заключенный, не откликнувшийся на призыв администрации крепить советское дирижаблестроение, был бы признан неисправимым врагом Советской власти со всеми вытекающими последствиями.

Изготовление печатной формы было поручено одному из заключенных ( о том, что с ним стало впоследствии, нетрудно догадаться). В процессе работы он допустил ошибку: в слове «дирижабль» дважды вместо «и» написал «е». Этого сразу не заметили и отправили марку в печать с ошибками. Тираж марки установили уже в процессе производства, накладывая на свободное место в правом нижнем углу гриф «ТИРАЖ 5000». Марка печаталась в типографиилитографии экспедиции Карельского отдела (Соловецкий лагерь имел свои отделения как на территории Карельской АССР, так и в Архангельской области).

В процессе изготовления листов ошибки были обнаружены, и марку сняли с производства. Все отпечатанные марки сначала аннулировали наложением черной краской штампа в виде косого креста, а позже и вовсе уничтожили. Несколько десятков уцелевших марок обнаружили в папке, вывалившейся изза металлического шкафа для хранения документов, когда его отодвигали от стенки во время ремонта здания бывшего Управления СЛОН в 1993 году. Видимо, папку заткнули между шкафом и стенкой и забыли о ней на несколько десятилетий.

Среди коллекционеров бытует мнение, что поводом для уничтожения тиража послужило некоторое сходство лесоруба, изображенного на марке, с В.И. Лениным. Во всяком случае, филателисты часто называют эту марку «Ленин с топором».

Все эти марки одноцветные, отпечатанные на белой или желтоватобелой с палевым оттенком (возможно от времени) бумаге. Без зубцов, без клея. В нижнем правом углу листы имеют выходные данные: «Типлит. ЭКО. УСЛОН.» и гриф «ТИРАЖ 5000», проставленный ручным штемпелем фиолетового цвета.

Марки существуют в двух цветах коричневом и красном, причем коричневых меньше, чем красных. По всей вероятности, коричневые марки – пробные. Общее количество сохранившихся экземпляров не превышает 300. Часто встречаются плохо пропечатанные, бледные, смазанные марки. Почти все погашены аннулирующим штампом – косой крест черного цвета. Чистые экземпляры редки: коричневых экземпляров не более 10, красных не более 20. Известны 6 пар марок и блок 3х3 с выходными данными на поле листа.

В девятом номере журнала «Филателия» за 1998 год в каталоге статьи В. Притулы «Почта и благотворительные марки ОДВФ» гашеный коричневый «Лесоруб» помещен в раздел ХХI – выпуски неустановленного происхождения – и оценивается в 1 доллар США. Клубная цена на гашеные марки обоих цветов до 5 долларов США. Цены на негашеные марки и марки с выходными данными не определены. 
Игорь Марков».

Ил. 36

Изготовитель марок «УСЛОНа» отметился ещё одним «выпуском» (ил. 37). Но увы, никакой  душещипательной истории их происхождения мне слышать не доводилось. Хотя подозреваю, что без сейфа и ремонта здесь так же не обошлось. Здесь уже варианты на любой вкус: всевозможные смещения, перевёртки и двойные печати, переоценка, тет-беш и даже проба!

Ил. 37

Но вернёмся в основное русло статьи. Все известные экземпляры этих карточек, на момент  написания первого варианта этой статьи, были у него (ил. 35 а). Сейчас в продаже регулярно  «мелькают» карточки другого цвета (ил. 35 б). Рисунок, как карточек, так и марок выполнен в  одной, достаточно примитивной стилистике, видна рука одного автора. Подведу итог: Пока не  найдены достоверные факты или свидетельства, как легитимности, так и возможной «фантазии» – однозначно что-либо утверждать относительно истинного происхождения сих «открытых писем» я не берусь. Но с большой вероятностью отнесу эти «открытые письма» в разряд  фантастических выпусков.

В заключение информация предупредительного свойства. В последнее время на  филателистическом рынке появились удивительно безграмотно и просто-таки чудовищно  выполненные фантазии на тему «почтовых карточек» и «вырезок» с «марками», выдаваемые за неизвестные материалы Юга России (ил. 38) [7]. Существуют, если так можно выразится, и  «немаркированные» карточки, где они «франкированы» марками выпуска «РУССКАЯ ПОЧТА» Западной Добровольческой Армии (ЗДА), которые были заказаны начальником Политического отдела ЗДА А. Реммером по распоряжению Авалова-Бермондта 2 октября (!) 1919 г. Но  фальсификатора это не смутило и дата на «штемпеле» проставлена 5 августа (!) 1919 г. Одна из таких карточек, с имитацией прохождения почты показана на ил. 39 а, б.

Ил. 38

Ил. 39 а

Ил. 39 б

Изготовлены карточки на полукартоне, с помощью ручных штампов разных цветов (буйное воображение изготовителя просто зашкаливает).

А так называемые «вырезки» изготовлены на старой бумаге, бывшей в употреблении, имеющие на оборотной стороне фрагменты как печатного (ил. 40), так и рукописного текста (ил. 41).

Ил. 40

Ил. 41

Павел «Duck» Павлов


Список литературы:

  1. ФГБУК «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» №№ ГИК ГМИИ КП-242048 – 242057.
  2. ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». №№ ГИК МЗСБ КП-23288/1, 23288/2, 23288/3.
  3. Чигринов И. «Вторая жизнь рисунков почтовых марок». // Филателия № 12. АО «Марка». М. 2018. С. 28-31.
  4. ГБУК Ростовской области «Ростовский областной музей краеведения». № ГИК РОМК КП-26524/4.
  5. 5. Смело мы в бой пойдём. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%BE_%D0%BC%D1%8B_%D0%B2_%D0%B1%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%B9%D0%B4%D1%91%D0%BC
  6. Ларионов В. А. Последние юнкера / предисловие и комментарии Николай Росс. 1-е изд. Frankfurt am Main: Посев, 1984. С. 254.
  7. Марков Игорь. «Лесоруб Даешь! Дережабль». // Антиквариат. Предметы искусства и
    коллекционирования. № 5(7). 2003, М., С. 115.
  8. Интернет-аукционы «Мешок», «Бидспирит» и др.
  9. «The “Generals Series:” Digging Deeper». Steve Volis and Emil Allakhverdov. ROSSICA, № 175, 2020, Р. 82-88.
  10. «White Generals, Postcards and ‘Stamps’ – 1919: Further Research and Information». Marcus Sherwood-Jenkins (FRPSL), Steve Volis and Emil Allakhverdov. ROSSICA, № 176, 2021, Р. 82-88

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.