Демянск (Демян) возник на Серегерском (Селигерском) пути, проходившем от озера Ильмень по рекам Поле, Явони, затем волоком к озёрам Селигеру и Стержу и далее — по реке Волге. Впервые Демянск упомянут в «Списке русских городов дальних и ближних» — документе конца XIV — начала XV века, но не позднее 1406 года. Этот год и считается датой основания селения. Упоминается Демянск также в Договорной грамоте литовского князя Свидригайла с Великим Новгородом (1431 год) и ряде других документов. Тогда он был известен под именем Демон, Деман, Демян. Возник же Демянск, по-видимому, значительно раньше, о чём свидетельствуют археологические раскопки.

Герб г. Демянска. 1855 г.

Учёные относят первые поселения на территории края к эпохе неолита. Немалое влияние на экономическое и политическое положение Демянска оказывал крупнейший город южного Приильменья — Старая Русса. Так, крестьяне Демянского погоста поставляли старорусским соляным промыслам особо стойкую древесину для изготовления труб, по которым шёл соляной раствор. Влияние Старой Руссы усилилось в период с 1772 по 1824 гг., когда село Демянск и вошедшие в Демянскую волость близлежащие селения находились в составе Старорусского уезда (Старая Русса стала уездным центром с 1776 года).

7 августа 1824 года, в связи с передачей Старой Руссы и уезда в военные поселения, был создан Демянский уезд. В него вошли часть Старорусского уезда (без округов военных поселений), некоторые волости Валдайского и Крестецкого уездов Новгородской и Холмского уезда Псковской губерний. В границы уезда вошли также прилегавшие к нему населённые пункты Селищи (Глубово) и Селижский Рядок. Село Демянск в том же году было преобразовано в уездный город. К середине XIX века в нём было лишь 18 каменных зданий, остальные — деревянные.

Жители города занимались земледелием, мелкой торговлей. Из предприятий был лишь один кожевенный завод. Весной по рекам Явони и Поле, а затем Ильменю и Волхову шли в Петербург баржи с зерном, лесом, дровами и другими грузами. Рекой город делился на две стороны: Рядковскую на правом берегу и Соборную на левом. Постоянного моста в городе не было, а с открытием навигации наводился временный. Городской собор и здание присутственных мест находились на Соборной стороне. Улицы были немощёные, тротуары имелись лишь местами, а правильного освещения не было.

Окрестности г. Крестцы. Ямская слобода, конечный пункт обывательского Крестецкого тракта (Демянск – Крестцы)

Демянский уезд включал в себя станции Лычково и Любница, село Молвотицы. Некоторые сёла были очень богатыми, особенно Полново. Сюда из Селигера заходили буксиры с баржами из Осташкова, пассажирские пароходы. Водный путь по Селигеру постепенно утратил своё значение в связи со строительством в 1879 году железной дороги Бологое — Псков. С тех пор потеряло свои экономические выгоды и Полново.

Основное занятие жителей уезда нашло отражение и в гербе Демянска, в нижней части которого был изображён золотой сноп ржи на поле.

По всеобщей переписи 1897 года население Демянска составляло 1648, а уезда (вместе с городом) — 79 791 человек. По площади, населению и уровню его грамотности уезд занимал в губернии последнее место.

Демянск соединялся почтовым трактом к северо-востоку с г. Валдаем (74 версты) и к северо-западу с г. Старой Руссой (82 версты). О времени прихода и отхода государственной почты в Демянске в 1879 году сохранились следующие сведения: «Почта отправляется: в Старую Руссу обыкновенно по субботам и одноконная по средам пополудни в 8 часов. В Валдай обыкновенная по вторникам и одноконная по пятницам пополудни в 8 часов. Почта получается: из Старой Руссы обыкновенно по понедельникам и одноконная по пятницам, пополуночи в 5 часов 30 минут. Из Валдая обыкновенная по средам и одноконная по субботам пополудни в 5 часов 30 минут».

Тракты Демянского уезда и обслуживаемые ими почтовые учреждения

Наряду с государственной почтой в Демянском уезде с 1 января 1866 года начала функционировать земская. Для этого была создана сеть земских конных станций, располагавшихся в д. Висючий Бор, с. Семёновщина, с. Лужно, ж.д. станции Лычково, с. Филиппова Гора, пос. Полново, с. Молвотицы, с. Ильина Горка, с. Аполец. Проект Демянского земства по организации почты сводился к следующему: вся корреспонденция (казённая и частная) передаётся государственной почтовой конторой в уездную управу, откуда рассыльные доставляют её в волостные правления. Передавая почту волостному писарю, рассыльные в то же время получают волостную корреспонденцию для доставки её в управу, а волостные писари её раздают адресатам. За пересылку посылок и денег управа ответственности не несёт. Получающий и отправляющий письмо платит за него сверх почтового тарифа 3 коп., а за газеты и журналы — 10% от их стоимости. Для этого в 1868 году были выпущены почтовые марки в 3 коп.

Марки Демянского уезда изготовлялись в уездной земской управе при помощи ручного штемпеля и были весьма примитивны по исполнению. На них изображены губернский и уездный герб. Штемпель ставился на сероватой бумаге, окрашенной с поверхности. Печать демянских марок обычно нечёткая, в связи с этим стоимость марок с чётким изображением на 30 — 50% дороже каталожной. Клей желтовато-серый. Марки печатались с линейной просечкой в листах 10×10 и 9×9 (в последнем 4 тет-беша). Выпуск 1878 года был без зубцов. Цвет марок — чёрный на синей или зеленовато-синей бумаге. Марки обычно не гасились и иногда встречаются со штемпелем государственной почты.

В 1878 году плата за доставку частной корреспонденции была отменена и демянские марки прекратили официальное хождение. Однако на этом их история не закончилась. В 1884 — 1892 гг. было выпущено большое количество новоделов, отличающихся цветом и качеством бумаги.

После закрытия земской почты в уезде все функции перешли к государственной почте.

А. Мирзоев. Земская почта Демянского уезда. «Филателия». 2010. №5 (стр. 38-41)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.